Ремзия Ниметулаева
Использование музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является не только программной задачей, но и необходимым условием более полного, гармоничного и глубокого развития и воспитания ребенка.
Подготовкой к двигательному творчеству признано обучение детей танцам и отдельным движениям. Обучение языку движений с целью развития у воспитанников творческих способностей, а именно: танцевального творчества, будет эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений. Исполнительство и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Исходя из этого, разработана система соответствующего музыкального репертуара. Используемые музыкальные произведения танцевального характера содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям, выраженные ясными понятными средствами.
Публикация «Использование музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Музыкальная пантомима и танцевальные движения определяют основные направления обучения. Знакомство с каждым жестом или танцевальным движением начинается с сообщения о его значении. Интонированное произнесение слова или фразы, соответствующие этому значению, сопровождается эмоционально-выразительным исполнением движения (которое сначала показывает педагог, а потом повторяют дети по образцу). Такое первоначальное знакомство чаще всего проводится в сопоставлении одного движения с другим, противоположным по значению. Сравнение контрактных движений способствует тому, что дети лучше осознают их смысл и различие в исполнении. Дети, впервые увидев новое движение и узнав его значение, тут же ориентируются педагогом на выразительное исполнение. Обучение танцевальным движениям происходит по принципу их усложнения или изменения. Сначала педагог вместе с детьми исполняет простейшие движения, известные им по прошлому опыту и знакомит с образным значением этого движения, например: положение стопы, поставленной на пятку так, что носок круто задирается вверх, можно выражать настроение задора, задиристость, зазнайство. Затем педагог показывает, как это движение преобразуется, усложняется в результате добавления к нему уже знакомых элементов и от этого изменяется общий смысл. Включение в общее движение корпуса, головы, рук еще больше расширяет диапазон значения движений. Тем самым, на примере нескольких движений, ребенок видит и учится не только с помощью педагога, но и самостоятельно добавляя движение рук, некоторые элементы, повороты головы, наклон корпуса из одного уже знакомого движения составлять либо новое движение, либо композицию движений. На этой основе дети учатся импровизировать. Эти импровизации включены в сюжетные, где дети передают свое эмоциональное состояние. Таким образом, движение – на пути от простейшего упражнения к танцу – каждый раз предстает перед глазами детей как бы в новом свете, новом варианте. Такая вариативность позволяет не только знакомить детей с широкими возможностями использования одного и того же движения. Благодаря систематическому обновлению, пополнению дети многократно повторяют его или его основной элемент с неизменным интересом. На этой основе выразительность исполнения не только не утихает, но обогащается, насыщается новыми красками и одновременно с этим гармонично и всесторонне развивается двигательный навык. Яркие музыкальные произведения и связанные с ними образные рассказы педагога, содержащие определенный сюжет, стимулируют детское воображение. Отдельные попытки детей создавать новые собственные выразительные движения стали важной ступенью к развернутому танцевальному творчеству. Задача, стоящая перед детьми, – представить себя в определенном образе и найти для его воплощения соответствующую выразительную пластику.
В других этюдах дети представляли и показывали, как пляшут звери. Задача заключалась в том, чтобы исполнять танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжесть и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность. Музыкальный материал соответственно подбирается к каждому образу, характеру данного героя так, чтобы выбранные мелодии стимулировали детское воображение. Сначала дети прослушивают музыкальное произведение и определяют «про кого рассказывает музыка», называют персонаж, его действия и движения. Затем дети воплощают в движениях и в композициях то, что услышали в музыке. Педагог может использовать образные рассказы о том или ином персонаже. Эти рассказы либо придумываются, либо составляются на занятии из разрозненных предположений детей о содержании музыки. Всегда групповые исполнения этюда чередуются с индивидуальными попытками, которые предлагаются исполнить желающим детям. В этот момент очень важна для ребенка поддержка педагога - не сухое «хорошо» или «плохо», а содержательная оптимистическая оценка того, что смог ребенок достичь в своем творчестве.
Очень удаются детям импровизации и творческие задания по произведения П. И. Чайковского «Детский альбом», сами названия составляющих сборник произведений - содержательны. Это «Марш солдатиков», «Новая кукла», «Игра в лошадки» и др.
Большой интерес у детей вызывают музыкальные сказки. Здесь работа также начинается с восприятия музыкального материала. По музыкальным темам, выразительным интонациям дети догадываются о появлении того или иного героя, его действиях. Далее идет серия занятий, каждое из которых посвящено одному, двум образам. Образная речь педагога при анализе характера персонажа, особенностей его пластики, активизируют детскую фантазию, и помогает найти яркие выразительные движения. Все дети на этих занятиях воспроизводят один и тот же образ в движениях и вместе ищут способы его музыкально-двигательного воплощения. Разрозненные эпизоды собираются воедино, и дети исполняют всю сказку целиком, попеременно меняясь ролями.
Таким образом, действенным средством формирования у детей музыкально-двигательного творчества является обучение языку пантомимических и танцевальных движений, включающее ознакомление со значением этих движений, овладение некоторыми способами их соединения, варьирования, выразительного исполнения и приемами композиции танца. Сюжетный танец, который основывается на музыкальной драматургии и характеризуется игровыми особенностями, создает благоприятные условия для формирования у детей музыкально-двигательного творчества.