Полина Синюгина
Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразные типы музыкальной деятельности дарят ребятам
мгновения удивительного человеческого самовыражения, формируют
музыкальный навык и основы творчества. Приобретение основных также
ритмико-двигательных навыков, умения грамотно и художественно четко
передвигаться дает детям истинное удовольствие. При этом у детей
раздвигаются границы образного видения мира, а элементарные и обычные
действия превращаются в плясовые, становятся имитированием поведения
необходимого художественного образа, который реализуется в том или
Публикация «Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
другом виде музыкальной деятельности. Простые, абсолютно всем хорошо
знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая
соответствующее музыкальное оформление, обретают необходимую
поведенческую окраску и тем самым меняются в воодушевленные
эмоциональные процессы.
Дети могут выполнить ритмично и выразительно движения в
соответствии с различными характером, регистрами и динамикой музыки;
узнают музыку марша, бега, пляски, колыбельной, польки; определяют
форму музыкального произведения (одно-, двухчастную, выбирают
соответствующие движения; активно включаются в творческие задания:
самостоятельно воспроизводят сложные сюжеты, импровизируют, передавая
определенное настроение и состояние (грусти, печали, радости, восторга:
цветок растет, расцветает, радуется солнышку, закрывается перед дождем и
на ночь и т. д., их движения становятся более выразительными.
На занятиях в старшей группе педагог не прекращает углублять,
конкретизировать понятия о бодром, веселом, подвижном характере музыки.
Воспитатель кроме того регулярно привлекает интерес ребенка к точности
движений, помогая ребятам наиболее сознательно подчинять их музыке.
Дети учатся понимать точность и неправильность собственных движений.
Формируя у ребенка музыкальное восприятие, педагог привлекает интерес кразным оттенкам того или иного характера музыки. Однако в русской
плясовой мелодии характер движений различается большим размахом
энергичностью, а в «Польке» М. И. Глинки — легкостью и изяществом.
Музыку бодрого маршевого характера дети передают в ходьбе, также
учитывая некоторые различия в характере данного марша. К примеру, под
четкий марш Д. Люлли ребята идут более чеканным шагом. Под
праздничную маршевую мелодию песни Д. Покрасса «Москва майская»
шагают шире, энергичнее.
Углубляются, уточняются навыки выразительного исполнения
основных видов движения :
ходьбы,
бега,
прыжков.
Ходьба становится четкой, ритмичной, энергичной под маршевый
характер музыки или плавной, спокойной под хороводную песню. Более
разнообразным также становится характер бега: то широкий, с большим
отрывом от земли, то легкий, танцевальный, то стремительный.
Видоизменяется характер поскоков: помимо легких, танцевальных поскоков
используются и подвижные поскоки, с энергичными движениями, с большим
подниманием ноги, согнутой в колене. Разучиваются упражнения и элементы
плясок: шаг галопа, польки, выставление ноги на носок и пятку, а также
некоторые элементы русской пляски.
От детей требуется умение двигаться в различных построениях и
направлениях: перестраиваться из маленьких кружков в большой круг в
соответствии с контрастными частями музыки, двигаться вперед и назад в
небольших шеренгах со сцеплением рук. В плясках педагог знакомит детей с
различными построениями («звездочками», «воротцами» и др.). В ряде игр и
упражнений воспитатель продолжает работу над поочередным действием
подгрупп детей, пар, над своевременным их вступлением, четким
окончанием действия. Основным средством обучения остается игра, но значительно большее
место, по сравнению с занятиями в средней группе, отводится пляскам и
упражнениям. Большее место в репертуаре старшей группы занимают
народные хороводы и пляски. Педагог стремится к тому, чтобы дети
почувствовали основной характер народного танца.
Разучивание игр в старшей группе, как и в средней, проходит
несколько этапов:
первоначальное ознакомление с игрой;
последующее ее разучивание;
закрепление в повторных занятиях.
Так, первое ознакомление детей с игрой должно как можно больше
стимулировать активность детей, вызывать их на самостоятельное решение
задания. Так, например, в игре «Теремок» дети должны попытаться
самостоятельно передать образы различных зверей.
На втором этапе проводится тщательная работа над качеством
движения : его точностью, выразительностью. Постепенно уточняется
представление детей о данной музыке.
На третьем этапе дети должны усвоить данную игру, исполнять
самостоятельно, непринужденно, выразительно, сознательно. Если дети
хорошо усвоили игру, если она им нравится, то они обычно отражают ее в
своих творческих играх.
Примерный образец разучивания игры-пляски
«Найди платок»
(карельская народная мелодия)
Программные умения: двигаться легко, в соответствии с танцевальным
характером музыки, используя знакомые плясовые движения; отмечать в
движении переход от одной части произведения к другой и передавать
динамические изменения (на тихую музыку — легкие движения, на громкую
— более подчеркнутые: разведение рук в стороны и скрещивание их на
груди).Последовательность занятий
1- е занятие. Слушание музыки : отметить веселый, плясовой характер
музыки, двухчастную форму.
Показ воспитателя: 1-я часть — легкие плясовые движения (по
выбору); 2-я часть — разведение и скрещивание рук (1-й и 2-й такты,
повороты вокруг себя (3-й и 4-й такты).
Воспитатель пляшет с платочком. У всех детей тоже платочки.
Повторение детьми движений, показанных воспитателем.
2- е занятие. Дети разделены на две группы и по очереди танцуют. Не
танцующие отмечают наиболее красивые движения отдельных танцующих.
Затем дети меняются ролями.
3- е занятие. Игра-пляска проходит, как дано в описании, но роль
водящего и пляшущего исполняют музыкальный руководитель и
воспитатель. Игра проводится под пение мелодии без фортепианного
сопровождения.
4- е занятие. Роль водящего и пляшущего исполняют по очереди дети.
Далее, на основе развития музыкально-ритмических движений,
пластических возможностей детей, расширения их двигательного опыта,
можно перейти к следующему этапу — творческому самовыражению в
движении под музыку. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых
композициях предлагается импровизация на определенный музыкальный
фрагмент — проигрыш, запев, припев и т. д. Например, в композиции
«Танцуйте сидя» дети на проигрыш сами придумывают общеразвивающие
упражнения, на проигрыш в композиции «Три поросенка» — пляску поросят
и т. д. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют
переключаемость внимания развитие произвольности движений, а с другой
— готовят импровизации на целостные музыкальные произведения.
Задача — накопить двигательный опыт, сформировать навыки и
умения, а для этого нужно много двигаться, чтобы добиться автоматизма, тоесть навыка, и этот этап работы можно рассматривать как интенсивный
тренинг.
Далее можно переходить к творческим заданиям, к которым относится
инсценировка песен. Так, сначала детям предлагается прослушать песню,
проговорить текст, затем — игровые «пробы», в которых дети пытаются
выразить в движениях содержание песни.
На этом этапе работы можно использовать следующие методические
приемы:
слушание музыки и беседы о ней;
рисование, словесные описания музыкальных образов;
подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих
интерпретировать музыкальный образ;
пластические импровизации детей, «пробы» без показа педагога;
показ вариантов движений педагогом — детям предлагается выбрать
наиболее удачный.
Для того чтобы достигнуть действительно художественной, а не
простой интерпретации музыкальных произведений в пластике, нужна
большая и тщательная работа над двигательными способностями. Однако
непосредственно процесс данной технической работы также должен быть
привлекательным, игровым и креативным. И тогда ребята станут
совершенствоваться, учиться движениям легко и непроизвольно, незаметно
для себя осваивая различные и трудные двигательные комбинации. А это, в
свою очередь, станет стимулировать их общее развитие.