Елена Головина
Использование мультимедийных технологий на занятиях по внеурочной деятельности «Краеведение» в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Путь в тысячу миль начинается с первого шага».
Конфуций
Сто лет в истории человечества сравнительно небольшой срок, но если взор обратить на историю образования, то мы увидим, какой скачок произошел за это время. Прабабушки и прадедушки моих учеников старательно выводили перьевой ручкой слова в тетрадях, учились складывать и вычитать при помощи счет. Мои ученики с малых лет, иногда даже раньше, чем научились осознанно говорить, уже знакомы с сотовым телефоном, смартфоном, планшетом и компьютером. Порой смартфон и планшет становится для ребёнка незаменимой вещью. К сожалению, учёба отходит на второй план, а иногда совсем не интересна. Как заинтересовать ученика? Как научить его самостоятельно получать знания? Информационные технологии помогают учителю в современном образовании.
Публикация «Использование мультимедийных технологий на занятиях по внеурочной деятельности „Краеведение“ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение в школе
- Мой край, мой город. Краеведение
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В начальной школе по новым стандартам приоритетной целью школьного об-разования становится формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Так как приоритетом в формировании личности ребёнка является игра, то и формирование универсальных учебных действий мы можем производить через игровые формы. Вчерашний дошкольник с трудом расстаётся с игровой деятельностью. Для плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий. Таким образом, повышается интерес к изучаемому предмету.
Нельзя забывать и о важности применения наглядности в начальной школе. Всё чаще психологи говорят, что у младших школьников сформировано клиповое мышление, при котором наглядный материал в виде картинок, схем усваивается лучше.
Технологии мультимедиа - это интерактивные системы, которые предоставляют человеку возможность получать информацию сразу через несколько каналов восприятия. Он может не только видеть изображение, но и читать текст, слушать аудиофайлы, анализировать таблицы, просматривать видеозаписи или анимации, причём совершать все эти действия вместе.
Мультимедийные технологии широко используются в процессе обучения детей.
Использование мультимедийных технологий способствует устойчивости произвольного внимания к изучаемому материалу. Обучающимся с низким уровнем слухо-речевого восприятия наглядные материалы способствуют лучшему усвоению.
Со временем обучающийся осознаёт, что телефон, смартфон, планшет и компьютер существуют не ради игр. Оказывается, компьютер может помогать качественно и интересно учиться, самому находить интересное и познавательное, развивать логическое мышление, воображение, внимание, память. ИКТ позволяют обучающимся давать более полный и развернутый ответ, выступать перед классом, опираясь на видео или презентацию.
Использование мультимедийных технологий на занятиях позволяет учителю сделать учебный процесс более интересным, повысить его качество, способствует эффективному взаимодействию с обучающимися, благодаря их эмоциональной вовлеченности в учебный процесс. А самое главное помогает постоянному творческому росту учителя. Научился сам, заинтересуй и научи других. Мультимедийные технологии позволяют за короткий промежуток времени преподнести большой объём информации, который усваивается при помощи двух каналов восприятия: слуховой и визуальный. Занятия становятся динамичными. Мультимедийные технологии помогают решать важнейшие задачи, связанные не только с образованием, но и воспитанием детей, как на уроке, так и во внеурочное время. Не стоит забывать, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.
Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников способствуют выполнению следующих основных целей:
• развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетной задачей на занятиях по внеурочной деятельности «Краеведение» является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа родного края как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувство уважения к своему социальному окружению. Применение ИКТ на занятиях по изучению краеведения помогает воспитывать у учащихся эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, экологическую и духовно-нравственную культуру, патриотические чувства; потребности участвовать в творческой дея-тельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; способствует развитию умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи.
Компьютер вошёл в нашу жизнь основательно, он стал для учителя другом и помощником, источником получения знаний и возможностью поделиться своим опытом с коллегами. Хочу немного рассказать о том, как использую разработанные презентации, дидактические и методические материалы по поддержке занятий по внеурочной деятельности «Краеведение»
Мы с вами отправимся в гости к сказочному персонажу. М/ф про Водяного.
Водяной в славянской мифологии: сказочный старик, живущий в воде, её хозяин.
Хозяином, каких водоёмов себя считает Водяной, вы узнаете, отгадав его загадки.
Тема нашего занятия : «Реки и озёра Воронежского края» Водяной познакомит нас с водоёмами Воронежской области. Начнём знакомство с реками. Реки – главные источники воды. В настоящее время в области насчитывается 125 рек.
Жизнь рек своеобразна и неповторима. Каждая из них имеет свою историю, свой характер, свою судьбу. Одни реки скромны и незаметны, другие – могучи и полноводны. Фотографии рек
Самая большая река в нашей области – Дон. Она течё т по территории 5 областей: Тульской (здесь её истоки, Липецкой, Воронежской, Волгоградской и Ростовской. Впадает река в Азовское море. Общая протяжённость Дона 1967 км, по территории Воронежской области длина реки составляет 530 км. В пределах нашей области у реки 11 притоков. Если мы поплывём по реке Дон, то побываем в 13 районах области из 32.
Предлагаю совершить небольшое путешествие по великой реке Дон и оценить красоту родной природы. Фильм о Доне.
Занятия, на которых учитель применяет ИКТ и мультимедийные технологии, помогают воспитывать у обучающихся эмоционально – чувственное восприятие учебного материала, побуждают участвовать в охране природных ресурсов, здоровьесбережению, способствует развитию умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи.
Учитель, благодаря мультимедийным технологиям может попробовать свои силы в создании маленького кино.
Мультимедийные технологии помогают в короткие сроки организовать в классе групповую работу над единым заданием, например, загадок, ребусов. Разгадывание загадок, ребусов активизирует познавательную деятельность учащихся, воспитывает любовь к учебе, создает эмоциональную обстановку в классе.
После выполнения каждого задания, на экране появляется правильный ответ. Использование мультимедийных технологий отвечает задачам ФГОС и способствует развитию таких УУД, как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Самооценивание за счет использования мультимедийных технологий способствует формированию адекватной самооценки (регулятивные УУД).
Постановка проблемы направлена на формирование умений обосновывать свое мнение, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении (коммуникативные УУД)
Рассмотрим регулятивные действия, т. е. умение ставить цель, определять пути её достижения, рефлексия. Для младших школьников – это самое сложное.
Как показала практика, применение мультимедийных технологий в обучении способствует развитию когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) у обучающихся.
Применение компьютерных средств обучения в начальной школе позволяет создать творческую положительно-эмоциональную атмосферу на занятиях. Использование красивой и яркой графики, сказочной оболочки в обучающих программах с эффектом новизны, приводит к тому, что младшие школьники с нетерпением ждут занятий, основанных на информационных технологиях, что повышает мотивацию обучения. Такие занятия развивают аналитические, познавательные и методические навыки обучаемых, умения самостоятельно конструировать свои знания и применять их на практике, ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить, способствуют самореализации.