Наталья Сорокина
Использование многофункционального пособия «Сказки на ковре» в коррекционно-развивающем сопровождении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время многие педагоги задумываются, как подойти к обучению дошкольника нетрадиционно, а значит непривычно и оригинально? Как легко и ненавязчиво воспитывать и развивать основные способности дошкольника: слышать, видеть, понимать, чувствовать, придумывать и фантазировать?
Использование метода сказкотерапии в работе с дошкольниками на сегодняшний день является актуальным т. к. сказка присутствует в жизни ребенка с самого раннего возраста. Сперва, их рассказывают мамы, затем эстафету принимают педагоги детского сада.
Публикация «Использование многофункционального пособия „Сказки на ковре“ в коррекционно-развивающем сопровождении дошкольников» размещена в разделах
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром [1].
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекции поведения. В понимании Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотeрапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [2].
Использование элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательном процессе привлекает тем, что создает атмосферу праздника, эмоционально приподнятое настроение, которое помогает дошкольникам проявлять инициативу, увлекательность работы со сказками активизируется речь дошкольника, способствует возникновению чувства взаимопомощи, развивает познавательный интерес, формируется умение работать в коллективе [1].
Немного сказки, чуда и волшебства, и вот перед Вами счастливый ребёнок. Дети раскрепощаются, легко принимая на себя роль любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, не боятся высказать свои мысли, таким образом решаются проблемные ситуации, формируются нравственные нормы поведения.
Эффективность метода сказкотерапии в коррекционно-развивающем сопровождении объясняется тем, что она универсальна. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Используя сказочных персонажей, можно научить ребенка быть аккуратным, отзывчивым, добрым, привить нравственные качества, развить творческие способности.
Сказки помогают детям чувствовать себя комфортно (ощущение комфорта и безопасности, учит детей общаться друг с другом, адаптироваться к незнакомой и новой для них обстановке. Сказки как элемент фольклора несут в себе большой объем информации, которую мы передаем из поколения в поколение. В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские, психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.
Преимущества многофункционального пособия «Сказки на ковре» в том, что оно может использоваться детьми раннего и старшего дошкольного возраста (от 2 до 7 лет). Использоваться в совместной деятельности педагога и ребенка, в самостоятельной деятельности. Пособие не сложно в изготовлении, удобно в использовании, мобильно.
Цель пособия: формирование психических процессов: воображения, мышления, памяти, восприятия, связной речи и творческого воображения детей дошкольного возраста посредством использования методов сказкотерапии.
Задачи:
- развитие речи детей с помощью: пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок, рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.
- развитие умения составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;
- развитие мышления, памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
- развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованных игр, культуры общения со сверстниками.
Ожидаемый результат использования пособия "Сказки на ковре". В процессе рассказывания сказок, у детей накапливается определенный опыт, увеличивается словарный запас, понимание обращенной к нему речи. С помощью данного пособия дети младшего дошкольного возраста начинают активно осваивать окружающий мир, в процессе освоения формируется восприятие. У дошкольников повышается уровень развития психических процессов в целом. Сказки, представленные в пособии «Сказки на ковре» могут использоваться педагогами-психологами, воспитателями при организации развивающих занятий с детьми, начиная с раннего возраста и до старшего дошкольного возраста, а также родителями.
Список литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М. : 2005. - 80 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2006.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2002.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12 – 59.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006.
6. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. М. : 2008. – 120с.