Наталья Назарова
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками в любой образовательной области и в разных видах деятельности
Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов. Обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Публикация «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками в любой образовательной области и в разных видах деятельности» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
- методика использования сенсорно-графических схем (В. К. Воробьёва);
- методика использования сенсорно-графических схем (Т. А. Ткаченко);
- методика использования блок-квадратов (В. П. Глухова);
- методика использования коллажа (Т. В. Большова);
В целом мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающей действительности.
Особенностью данной технологии является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определённая информация.
По мнению авторов, использование мнемотехники в развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
. неумение согласовывать слова в предложения
. нарушение звукопроизношения
. маленький словарный запас
.плохое развитие связной речи
. несформированность психических процессов
. несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателем встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно – образной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Начиная работать по технологии мнемотехники, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса.
4. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Мнемотехника строиться по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:
1. Начать работать с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематическими, контурными изображениями предметов. В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
2. На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 слов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для образования цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называется – работа с мнемодорожками.
3. На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Что такое мнемотаблица? Это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы – схемы можно использовать: для ознакомления детей с окружающим миром, при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, при обучении состава числа, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.