Власенко Елена Викторовна
Использование мнемотехники при формировании у дошкольников безопасного поведения на дороге
Использование мнемотехники при формировании у дошкольников безопасного поведения на дороге.
Автор: Власенко Елена Викторовна.
МБДОУ ЦРР
№ 22 «Колокольчик»
Детям дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши-дошкольники
еще не умеют читать и писать.
Публикация «Использование мнемотехники при формировании у дошкольников безопасного поведения на дороге» размещена в разделах
И поэтому главной задачей воспитателя является доступно разъяснить детям правила дорожного движения, а при выборе формы обучения подобрать такую, которая максимально доступно донесет не только ПДД, но и правила безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте.
Вот почему приемы мнемотехники являются наиболее результативными в развитии памяти и мышления у дошкольников, в том числе и при изучении ПДД, так как принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем и специальных карточек.
Мнемотехника позволяет решать следующие задачи:
1. Закрепить знания по правилам дорожного движения (ПДД).
2. Активизировать связную речь.
3. Расширять и обогащать словарный запас детей.
4. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
5. Развивать у детей восприятие, воспроизведение, умение использовать средства мнемотехнологии.
6. Развивать воображение, внимание, память, творческое мышление.
7. Формирование коллективного творчества.
Мнемотехника, как любая работа, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Для этого на каждое (изображение) придумывается картинка – так идет перекодировка слов в символы. Накапливается ассоциативный ряд в мнемоквадратах. Таким образом текст зарисовывается схематически.
Когда дети освоят и запомнят схематические изображения на мнемоквадратах, следует перейти к мнемодорожке.
Мнемодорожка - небольшие по объему таблицы - ленты, на которых расположены 3-4 картинки в ряд. Создавая мнемодорожки, дошкольники закрепляют в памяти знания о ПДД, а также развивают творческие способности и воображение, проявляют уважение к творчеству своего товарища. В ходе данного процесса у детей формируется коллективное мышление, развивается любознательность к дорожной азбуке и активизируется речь.
В дальнейшем, когда дети поймут, как работать с мнемодорожками, следует переходить к мнемотаблицам.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Это преображение из абстрактных символов в образы. Мнемотаблица может быть нарисованной от руки или составлена из картинок, как коллаж.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка, таким образом, что все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется).
Затем ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Как только ребенок понял назначение мнемотаблиц -можно увеличить число картинок и сложность задания. Мнемотаблицы эффективны так же при разучивании песен, при составлении и отгадывании загадок. Разные загадки и сказки веселее и легче воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Поскольку у ребят дошкольного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.
Таким образом, использование мнемотаблиц при изучении ПДД в детском саду облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей.
В результате использования данной техники дети преодолевают робость, застенчивость, их кругозор расширяется. Знания о дорожных знаках, светофоре, правилах дорожного движения, правила поведения на улицах и дорогах города становятся наиболее полными и прочными
Я использую мнемотехнику при изучении с детьми ПДД в различных формах работы :
- при проведении ИОС;
-при организации детских праздников по ПДД в виде викторин, квест -игры;
- при организации индивидуальной работы с детьми;
- при проведении родительских собраний и разработке рекомендаций для родителей воспитанников.
Я использую мнемотехнику второй год, этот метод работы с детьми трудоёмкий, но эффективность очевидна.
Также я провожу беседы и индивидуальные консультации с родителями о большой значимости использования мнемотаблиц в обучении детей. Для них я делаю памятки и рекомендации по использованию мнемотехники.
Родители воспитанников тоже оценили данный метод закрепления знаний ПДД, так как дети с удовольствием делятся с родителями своими знаниями, демонстрируют их на дороге во время прогулок и поездок.
Рекомендую вам, уважаемые коллеги использовать мнемотехнику в работе с детьми разного возраста не только по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге, но и в других образовательных областях.