Ирина
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи в подготовительной группе
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Колесова Ирина Семеновна
Россия, город Ульяновск
МБДОУ детский сад №214, воспитатель
В современном дошкольном образовании одной из актуальных задач
является создание максимально эффективных условий для освоения
детьми русского языка, основ речевой культуры и коммуникативных
Публикация «Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
умений в соответствии с возрастными возможностями. Важность
этого обусловлена, в первую очередь тем, что хорошее владение
речевыми навыками, языковыми и коммуникативными средствами
позволяет дошкольникам достигнуть достаточно высокого уровня
интеллектуально-познавательного
и социокультурного развития. Поэтому в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие»
занимает одно из значимых мест
в содержании образовательной работы
с детьми и предполагает [1] :
- овладение детьми речью как средством общения и культуры;
- обогащение лексического запаса и его активизацию;
- развитие связной диалогической и монологической речи
в соответствии с грамматическими нормами;
- ознакомление с книжной культурой и детской литературой;
- развитие звуковой и интонационной речевой культуры,
фонематического слуха.
Особую важность развитие речи детей по этим направлениям имеет
работа в подготовительной группе, так как именно в возрасте 6-7 лет
освоение речевых навыков определяет общий уровень познавательного, языкового, коммуникативного развития.
Дети к моменту завершения детского сада должны обладать достаточно большим
лексическим запасом, включающим различные части речи,
адекватно его использовать в различных ситуациях общения,
правильно строить фразы и высказывания в соответствии с языковыми
грамматическими нормами, уметь описывать, рассказывать и рассуждать, выражать свое мнение, применять выразительные средства. Поэтому
перед педагогами стоит задача по применению наиболее оптимальных
и эффективных средств речевого развития.
Обобщая собственный опыт работы с детьми подготовительной группы,
можно утверждать, что в качестве успешного решения задач речевого развития
выступает применение на специально организованных
занятиях мнемотаблиц.
Мнемотаблица представляет собой особую модель-схему, в которой с помощью условных обозначений расположенных в виде таблицы передано содержание определенной информации. Ее использование позволяет детям пересказать литературный текст, выстроить собственный описательный или
повествовательный рассказ, запомнить или сочинить стихотворение или загадку, построить рассуждение. Благодаря мнемотаблицам старшие дошкольники лучше воспринимают и понимают смысл высказываний, запоминают и воспроизводят достаточно сложную информацию.
Поэтому их применение на различных речевых занятиях в подготовительной к школе группе имеет положительный образовательный эффект.
Работа с мнемотаблицами в подготовительной группе на занятиях
по развитию связной строится от простого к сложному и осуществляется последовательно. Рассмотрим более подробно особенности их
применения на занятиях по развитию навыков составления описаний.
С детьми подготовительной к школе группы для развития
описательной речи, предполагающей выстраивание точного,
полного и содержания описания какого-либо объекта или явления, применяются мнемотаблицы наиболее схематического
характера и неяркие.
Это позволяет детям в большей степени
сосредоточиться на информации, ее логическом построении.
Пользуясь рекомендациями Т. А. Ткаченко [2], мнемотаблица для
составления описания содержит ряд условных обозначений (символов, позволяющих раскрыть ряд качественных характеристик объекта
или явления:
- принадлежность к определенному роду (родовое понятие);
- внешние качества: цвет, форма, величина;
- составные части (детали, качество поверхности;
- материал, из которого сделан объект (если это неживой предмет);
- действия, совершаемые с объектом или осуществляемые им самим.
Работа с мнемотаблицей происходит следующим образом:
- детям предлагается составить описание («портрет») объекта,
например вороны. Для стимулирования интереса, речевой и
интеллектуальной активности можно использовать загадку.
Отгадав ее, детям предлагается составить более подробное описание.
Для этого предлагается заполнить таблицу условными обозначениями;
- заполнение таблицы происходит в форме диалога педагога с детьми по следующей схеме:
1. Название птицы: берется схематичное изображение вороны
в черно-белом исполнении;
2. Размер вороны: выставляется карточка с двумя треугольниками:
большим и маленьким;
3. Цвет оперения: выставляется карточка с условным изображением
палитры художника, на которой нанесены несколько цветовых пятен
(черный, коричневый, серый, желтый, красный);
4. Строение вороны: с помощью геометрических фигур собран
силуэт птицы: клюв – треугольник, голова – небольшой овал,
тело – большой овал и пр. ;
5. Зимующая или перелетная птица: выставляется карточка,
разделенная по косой линии: вверху изображено солнце (лето,
внизу – снежинка (зима);
6. Чем питается: выставляется карточка с ложкой.
На основании составленной совместно с детьми мнемотаблицы,
один из них составляет описательный рассказ («словесный портрет»)
о вороне. Другие внимательно следят и дополняют при необходимости.
Как показывает опыт работы с детьми подготовительной к школе
группы, регулярное применение мнемотаблиц позволяет сформировать
умение последовательно, содержательно и логично выстраивать
описания. Кроме того это развивает память, воображение, мышление.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что включение мнемотаблиц в занятия по развитию речи позволяет развивать
и совершенствовать речевые навыки, обучать составлению различных
текстов, пересказывать, заучивать стихотворения и пр.
Литература:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом №1155
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.
(ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
2. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении
описательных рассказов // Дошкольное воспитание.
– 1990. – № 10. – С. 5-9.