Людмила Зарубина
Использование методов кейс-технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС, одной из важных задач дошкольного образования является всестороннее развитие личности ребенка, подготовка его к изменяющимся условиям современной жизни. Развитие современной науки и техники требует от современного человека «гибкости» ума, способности подстраиваться под достижения нынешнего времени. Развитием таких способностей нужно заниматься с раннего возраста ребенка, постепенно совершенствуя эти навыки.
Публикация «Использование методов кейс-технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах
В дошкольном детстве эти задачи осуществляются на базе дошкольных учреждений через внедрение в педагогически процесс современных развивающих технологий. Одной из таких технологий является кейс-технология. Рассмотрим подробнее, что же она из себя представляет.
Кейс-технология – это технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Название кейс-технология произошло от латинского слова «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского слова «case» - портфель, чемоданчик.
Впервые эта технология в рамках учебного процесса была применена в 1908г в Гарвардской школе бизнеса.
Кейс представляет собой правдивое описание событий, приводящий к единому информационному комплексу, позволяющему понять ситуацию.
К кейс-технологиям применяется ряд важных требований:
- соответствие четко поставленной цели создания;
- наличие соответствующего уровня трудности, учитывающего возрастные и личностные особенности детей;
- использование иллюстраций к типичным ситуациям;
- возможность развивать аналитическое мышление;
- возможность провоцировать дискуссию;
- желательно наличие нескольких решений.
В основе кейс-технологии лежит анализ проблемной ситуации.
В процессе освоения кейс-технологией дети учатся получать необходимую информацию в общении; могут соотносить свои желания с интересами других; учатся аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; умеют отстаивать свою точку зрения и принимать помощь.
К кейс-технологиям относятся следующие методы :
- метод ситуативного анализа (разбор и анализ конкретных ситуаций);
- метод инцидента (этот метод отличается от метода ситуационного анализа тем, что его цель - поиск информации самим ребенком. Дети вместо подробного описания ситуации получают лишь краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-либо организации);
- метод ситуационно-ролевых игр (Цель метода заключается в том, чтобы в виде инсценировки создать перед детьми правдивую ситуацию и потом дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.);
- метод разбора деловой корреспонденции (Этот метод предполагает получение кейса с детальным описанием ситуации: пакет документов, которые помогают найти выход из сложной ситуации.);
- игровое проектирование (Цель метода — процесс создания или совершенствования объектов.);
- метод дискуссии (Это обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определёнными правилами процедуры.).
Все виды кейсов имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя :
- ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
- контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
- комментарий ситуации, представленный автором,
- вопросы или задания для работы с кейсом,
- приложения.
Рассмотрим некоторые ситуации на основе кейс-технологий, которые можно применять во второй младшей группе.
Пример 1:
-Мальчик (воспитанник группы) не ест утром в саду кашу.
Детям предлагается подумать, как объяснить ребенку, что каша полезна и почему ее нужно есть.
-Кукла Маша не любит фрукты.
Дети пытаются убедить куклу, что фрукты полезны, рассказывают, какие фрукты любят они, называют вкус фруктов.
-Одногруппник не пьет ничего, кроме воды.
Можно предложить детям рассказать ребенку, чем полезен компот (варится из фруктов, какао (по вкусу напоминает шоколад, сок (содержит витамины).
После анализа и поиска решения конкретных ситуаций дети сами или с помощью воспитателя могут сделать вывод, что для здоровья организма необходимо разнообразное питание.
Пример 2:
-Зимой девочка из группы принесла куклу в платье и вынесла ее на прогулке на улицу.
Детям предлагается проанализировать ситуацию – несоответствие погодных условий и одежды, предложить варианты, во что модно одеть куклу, чтобы она не замерзла.
Аналогичным образом можно рассмотреть кейс-фотографии : человек зимой в шортах и футболке, бабушка летом в теплых носках, кофте и жилетке, человек под дождем без зонта и т. п.
После рассмотрения конкретных ситуаций, их анализа воспитанниками малыши пробуют сделать вывод, что всем людям нужно одеваться по погоде.
Пример 3:
Детям предлагается рассмотреть ситуацию: ребенок из другой группы не чистит зубы перед сном (мальчик Саша из подъезда воспитателя не делает зарядку по утрам; соседская девочка Лена много смотрит телевизор; сестра воспитателя каждое утро обливается холодной водой и т. п.).
В результате анализа ситуации, поиска положительных и отрицательных сторон предложенных событий, поиска решения данных проблем дети должны сделать вывод, что для крепкого здоровья нужно закаляться, заниматься спортом, следить за личной гигиеной.
Следует отметить, что вводить методы кейс-технологий нужно с раннего возраста, предлагая детям простейшие и понятные им ситуации, имеющие эмоциональную окраску. Скорее всего, воспитателю сначала придется самому разбирать и анализировать ситуацию, делать вывод. Но со временем, вовлекая детей в беседу с помощью вопросов или простейших инструкций по поиску решения, дети начнут сами делать выводы или предлагать решение проблемы.