Анна Буркова
Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Применение развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Метод проектов, это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Публикация «Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников» размещена в разделах
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно- практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие -оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
Е. С. Евдокимова выделяет 3 уровня развития проектной деятельности.
Подражательно- исполнительский. (3,5 – 5 лет)
Отсутствие у ребенка жизненно опыта, недостаточный уровень
Развития интеллектуально - творческих способностей – не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении. Активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта. (через свои интересы и потребности). Ребенка увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планировании деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживания результата. Первые попытки самостоятельно решить проблему нужно поощрять: «ты быстро придумал, вовремя пришел на помощь».
Развивающий (5 – 6 лет)
Накоплен некий социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка, способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Принимают проблему, уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.
Творческий (6 – 7 лет)
Интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. Выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития. На современном этапе развития общества, когда государство стало понимать, что общее процветание страны зависит от личностного потенциала каждого индивидуального человека, методы воспитания детей уже на дошкольном этапе претерпевают значительные изменения. Прежде всего, уходит в прошлое авторитарно-командный стиль наставничества, показавший свою крайнюю неэффективность и даже вредность, так как значительно ограничивает свободу мышления и творческий потенциал ребенка, мешая его самоопределению и самореализации в дальнейшем. Но нельзя просто «отбросить все старое», не предлагая ничего взамен. Поэтому ведущими педагогами и психологами и был разработан совершенно новый метод взаимодействия с подрастающим поколением, получивший название проектная деятельность в детском саду.
Одним из инновационных методов в своей работе, позволяющих решать проблему не только развития творческих познавательных способностей детей, но и создание единого пространства, служит метод проектной деятельности. Любой проект - продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.
Проектируются и реализуются индивидуальные траектории образования, представляющих собой некое движение педагога в содержании образования, во времени и в пространстве.