Папки-передвижки

Использование метода синквейна в развитии речи дошкольника

Алена Филиппова
Использование метода синквейна в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

"Лучше скажи мало, но хорошо". Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.

Античная поговорка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, так как оно остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа. И несомненно, от педагога требуется более глубокое продумывание эффективных инновационных методов и приёмов развития речи детей. Одним из таких методов является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи воспитанников.

Публикация «Использование метода синквейна в развитии речи дошкольника» размещена в разделах

Использование данной методики позволяет :

СЛАЙД №3

Цель: добиться более глубокого осмысления темы, совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

При использовании метода ставились задачи :

1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.

2. Развивать мышление

3. Обогащать словарный запас детей

СЛАЙД №4

Что же такое синквейн?

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

СЛАЙД №5

Этапы написания сиквейна следующие:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

СЛАЙД №6

Пример синквейна к слову кошка представлен на слайде.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико- граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участником образовательной деятельности.

СЛАЙД №7

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности детей;

- его использование способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

- используется для закрепления изученной темы;

-является игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при его составлении у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей. Данный метод может легко использовать во всех образовательных областях, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Учить детей составлять синквейны можно как читающих детей, так и не умеющих читать. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

СЛАЙД №8

Например,

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

СЛАЙД №6

В своей работе по данному методу использую схему составления синквейна изображенную на слайде, схема понятна для детей, так как мы используем ее для составления предложений и дети уже знакомы с понятием «слово-предмет» (существительные, «слово –признак» (прилагательное, «слово –действие» (глагол).

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия старшей группы, когда дети уже овладели этими понятиями. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Рекомендуется начинать работу при составлении синквейна сначала в парах или в малых группах и только когда дети освоят этот метод, индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Метод составления синквейна я начала использовать в работе сравнительно недавно, в начале этого учебного года. Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. И так как синквейн является игровым приемом, при его составлении участвовали все дети. В процессе составления синквейнов дети реализовывали свои творческие и интеллектуальные возможности. Сначала это проходило при помощи простых наводящих вопросов (О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал). Затем я стала усложнять, так как дети в группе в основном уже читающие, я предлагала работу по подгруппам, давала им готовые слова и они сами выбирали к главному слову подходящие. Созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

СЛАЙД №10

Пример из моего опыта, я использовала синквейн по теме «Полезная и вредная пища» для закрепления материала. Ребята работали подгруппами, большинство из них читающие дети, они выбирали себе картинку и каждая команда составляла свой синквейн. Я предложила слова, из которых они могли бы составить синквейн. Они читали, обсуждали, договаривались и вот,что из этого получилось. СЛАЙД №11

Также с методом синквейна мы познакомили родителей. Объяснили его простоту и важность, алгоритм составления. Родителям предлагаем задания для совместной практической деятельности: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители предложили сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

СЛАЙД №12

В итоге хочу отметить главное, что Синквейн для дошкольников – это :

• средство творческого самовыражения ребёнка;

• игровой способ обогащения словарного запаса;

• подготовка к краткому пересказу;

владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак);

• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

И я рекомендую использовать этот метод в работе педагогам во всех образовательных областях, так как простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Сейчас, я хочу и с вами составить синквейн к слову конференция,я уже попробовала и вот,что у меня получилось. СЛАЙД№13

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом ДаунаИспользование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна В своей работе с детьми с синдромом Дауна использую пособие по развитию речи «Начинаем говорить», разработанное специалистами Даунсайд Ап.

«Использование народного творчества в развитии в развитии речи детей дошкольного возраста»«Использование народного творчества в развитии в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: Обогатить эмоционально-двигательное и речевое развитие детей на основе стихов, русских народных потешек. Задачи: 1. Развивающая.

Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов,.

Презентация «Использование метода наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи» Использование метода наглядного моделирования в формировании лексико – грамматического строя речи Моделирование продукт сложной познавательной.

Использование метода «сторителлинга» для развития речи и воображения дошкольниковИспользование метода «сторителлинга» для развития речи и воображения дошкольников Использование метода «сторителлинга» для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе.

Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников» 1. Дидактический синквейн как метод обучения Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях.

Консультация «Родителям — о развитии речи дошкольника» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Паутовский детский сад «Солнышко» Консультация: Родителям – о развитии.

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника» Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника» Мнемотехника в переводе.

Презентация к педсовету «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольника» Пяти – шестилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой.

Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника» В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода синквейна в развитии речи дошкольника
Опубликовано: 2 мая 2018 в 14:10
+54Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода синквейна в развитии речи дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Алена Филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД