Алена Филиппова
Использование метода синквейна в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
"Лучше скажи мало, но хорошо". Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, так как оно остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа. И несомненно, от педагога требуется более глубокое продумывание эффективных инновационных методов и приёмов развития речи детей. Одним из таких методов является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи воспитанников.
Публикация «Использование метода синквейна в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Использование данной методики позволяет :
СЛАЙД №3
Цель: добиться более глубокого осмысления темы, совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.
При использовании метода ставились задачи :
1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.
2. Развивать мышление
3. Обогащать словарный запас детей
СЛАЙД №4
Что же такое синквейн?
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
СЛАЙД №5
Этапы написания сиквейна следующие:
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
СЛАЙД №6
Пример синквейна к слову кошка представлен на слайде.
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико- граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участником образовательной деятельности.
СЛАЙД №7
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности детей;
- его использование способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом;
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при его составлении у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей. Данный метод может легко использовать во всех образовательных областях, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Учить детей составлять синквейны можно как читающих детей, так и не умеющих читать. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
СЛАЙД №8
Например,
Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка
СЛАЙД №6
В своей работе по данному методу использую схему составления синквейна изображенную на слайде, схема понятна для детей, так как мы используем ее для составления предложений и дети уже знакомы с понятием «слово-предмет» (существительные, «слово –признак» (прилагательное, «слово –действие» (глагол).
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия старшей группы, когда дети уже овладели этими понятиями. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Рекомендуется начинать работу при составлении синквейна сначала в парах или в малых группах и только когда дети освоят этот метод, индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Метод составления синквейна я начала использовать в работе сравнительно недавно, в начале этого учебного года. Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. И так как синквейн является игровым приемом, при его составлении участвовали все дети. В процессе составления синквейнов дети реализовывали свои творческие и интеллектуальные возможности. Сначала это проходило при помощи простых наводящих вопросов (О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал). Затем я стала усложнять, так как дети в группе в основном уже читающие, я предлагала работу по подгруппам, давала им готовые слова и они сами выбирали к главному слову подходящие. Созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
СЛАЙД №10
Пример из моего опыта, я использовала синквейн по теме «Полезная и вредная пища» для закрепления материала. Ребята работали подгруппами, большинство из них читающие дети, они выбирали себе картинку и каждая команда составляла свой синквейн. Я предложила слова, из которых они могли бы составить синквейн. Они читали, обсуждали, договаривались и вот,что из этого получилось. СЛАЙД №11
Также с методом синквейна мы познакомили родителей. Объяснили его простоту и важность, алгоритм составления. Родителям предлагаем задания для совместной практической деятельности: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители предложили сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
СЛАЙД №12
В итоге хочу отметить главное, что Синквейн для дошкольников – это :
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак);
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
И я рекомендую использовать этот метод в работе педагогам во всех образовательных областях, так как простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Сейчас, я хочу и с вами составить синквейн к слову конференция,я уже попробовала и вот,что у меня получилось. СЛАЙД№13