Екатерина Новикова
Из опыта работы «Использование ИКТ в интеллектуальном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад воспитателя из опыта работы на тему :
«Использование ИКТ в интеллектуальном развитии дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Новикова Е. А.
Публикация «Из опыта работы „Использование ИКТ в интеллектуальном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Используя в работе с детьми дошкольного возраста ИКТ, я заметила, что у детей значительно повышается интерес к занятиям, повышается уровень их познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности : восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение ООД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию в ходе ООД я могу использовать на протяжении всего занятия, так как она связана с сюжетом. Например, дети получают письмо от мальчика Вани, который был очень рассеянным, не слушал учителя на уроках и теперь не может выполнить домашнее задание. Он просит детей помочь ему. Задания, которые не может выполнить Ваня, прислал в электронном письме. Часть заданий, которые дети выполняют на занятии, я представляю вниманию детей на экране компьютера. В зависимости от поставленных целей занятия, я использую ИКТ как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала. Большое внимание уделяю использованию дидактических игр в ходе ООД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ. Например, в игре «Где чей домик?» детям предлагается с помощью мышки распределить фигуры по домикам, которые соответствуют двум признакам. Передвигая фигуры по соответствующим домикам, у детей закрепляется умение группировать фигуры по двум или трем признакам. В игре «Сосчитай – ка» на экране компьютера появляются карточки, с изображенными предметами разного количества. Детям предлагается сосчитать предметы, поднять карточку с цифрой, обозначающей количество предметов. Таким образом, предоставляется возможность закрепить с детьми навыки количественного счета и умение соотносить цифру и количество предметов в более интересной игровой форме. В игре «Ёлочные игрушки» детям необходимо запомнить, где какие шарики находятся на ёлке. Далее ребенку при помощи мышки нужно будет по памяти повесить игрушки на елку, которые расположены внизу слайда. С помощью использования программы по созданию мультимедийных презентаций я успешно решаю задачу по формированию у дошкольников умения составлять и решать арифметические задачи. Для этого я предлагаю вниманию детей слайд, на котором в верхнем ряду расположено пять кукол, а внизу три куклы. Затем предлагаю внимательно посмотреть на слайд и составить задачу. В данном случае дети составляют задачу на сложение, решение записывает один из детей на магнитной доске с помощью цифр. Если задача решается на вычитание, то на слайде будут представлены предметы, а несколько предметов зачеркнуты красной линией. Для закрепления умения детей определять время по часам я использую игру «Часы». В данной игре на экране перед детьми появляются часы, на которых указано время, а дети определяют время по часам. В игре «Соседи числа» детям предлагается с помощью мышки выбрать соседей числа, которое расположено в центре слайда. Дети выбирают числа, называют предыдущее число и последующее.
Успешно используются ИКТ в ходе ООД по развитию речи. Например, для развития у дошкольников связной речи я преподношу наглядный материал с помощью монитора компьютера. В этом случае, детям предлагается внимательно посмотреть на экран и рассказать об увиденном. Это может быть сюжетная или предметная картинка, которую необходимо описать. Для развития у дошкольников грамматически правильной речи использую на занятии игру «Кто где живет?», «Кому что нужно для работы?» С целью закрепления умения детей правильно употреблять предлоги использую игру «Собери игрушки», в которой детям предлагается разместить игрушки с помощь мышки и сказать, где находится игрушка: кубики в машинке, мяч в корзинке, книги на полке. В игре «Кого можно увидеть?» я упражняю детей в умении образовывать форму винительного падежа имени существительного, а в игре «Что лишнее?» дети с помощью мышки указывают лишний предмет на картинке и объясняют свой выбор. Игра «Назови предмет» позволяет активизировать словарный запас детей, развивает внимание и мышление. В этой игре я предлагаю вниманию детей на экране компьютера «замаскированные предметы» (предметы, которые наложены один на один, неполным изображением) Для закрепления умения детей использовать форму родительного падежа имени существительного использую игру «Кого не стало?». С этой целью на экране вниманию детей представлен ряд предметов, на которые дети смотрят в течение минуты. Затем слайд меняется, на нем не хватает двух игрушек. Дети должны назвать кого или чего не стало. В игре «Наоборот» закрепляется умение использовать антонимы, развивается гибкость ума. Для этой игры на экран компьютера выходит по одной предметной картинке, отражающей один из признаков, например черный кот, а дети должны назвать свое слово с противоположным признаком, например – белое молоко. Таким образом, активизируется и словарный запас детей. С помощью создания электронных презентаций я решаю задачу по приобщению дошкольников к художественной литературе. С этой целью я разработала ряд презентаций, которые позволяют знакомить детей с художественными произведениями. Данные презентации можно использовать во время чтения сказки или рассказа, что позволяет более успешно освоить детям содержание произведения. Так же разработала презентацию «Угадаем сказку», которую использовала во время проведения ООД на тему «Викторина по сказкам К. Чуковского» В данной презентации на слайде был представлен сюжет одной из сказок, а детям предлагалось узнать и назвать сказку писателя.
В своей работе я так же уделяю внимание изобразительной деятельности, которая оказывает большое внимание на развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Во время рисование на тему «На дне морском» я использовала мультимедийную презентацию, которая позволила познакомить детей с обитателями моря, предоставила возможность увидеть на экране обитателей морского дна, рассмотреть их форму и особенности, что помогло дошкольникам передать разнообразие в своем рисунке. Презентация «Зимушка – зима» успешно использовалась в ходе ООД во время рисования времени года - зима. Здесь дети еще раз могли увидеть красоту зимней природы, краски, характерные для времени года. Во время рисования пингвинов на льдине я так же использовала презентацию, которая позволила приблизить детей к миру этих удивительных птиц. Во время презентации дети могли рассмотреть пингвинов, их строение и окраску, ведь этих птиц в реальном времени он увидеть не могли. На занятиях по изобразительной деятельности я использовала и такой игровой прием как, «На что это похоже?», где на экране компьютера вниманию детей представлялся какой – либо предмет, а детям необходимо было сказать, на что он похож. В игре «Подбери по цвету» детям предлагается с помощью мышки выбрать контурное изображение предметов, который могут иметь цвет, указанный в центре игрового поля. В данной игре закрепляется представления детей о цветовой палитре реальных предметов, развивается внимание, память, умение анализировать. Например, красным может быть платье, чашка, туфли, помидор, яблоко. В игре «Раскрась – ка» на экране компьютера представлено контурное изображение предмета, а детям с помощью мышки предлагается правильно раскрасить предмет. С целью закрепления знаний детей о народных промыслах, умения анализировать и отличать элементы росписей, разработала игру «Что лишнее?». В этой игре детям предлагается указать лишний элемент росписи на картинке. Дети выбирают элемент и объясняют свой выбор. Во время декоративного рисования использую презентацию «Народные промыслы», в ходе которой дети могут увидеть разнообразие предметов, украшенные той или иной росписью, увидеть характерные элементы росписи, их расположение на предмете. Игра «Составь узор» позволяет детям поупражняться в умении составлять узор из элементов росписи, которые дети могут передвигать с помощью мышки компьютера.
Все перечисленные формы использования ИКТ могут успешно использоваться в работе с дошкольниками в ходе организованной образовательной деятельности, в индивидуальной или групповой работе, самостоятельной детской деятельности. Использование ИКТ в работе с дошкольниками способствует повышению познавательной мотивации воспитанников, активизирует их мыслительные процессы, привлекает пассивных слушателей к активной деятельности.