Светлана Артеменко
Использование метода проектирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Артеменко С. А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №46 «Светлячок» г. Рубцовска
Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Образовательный процесс ДОУ направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства. В законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сейчас перед воспитателем стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов является метод проектов.
Публикация «Использование метода проектирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектирования позволяет формировать личностные качества ребё нка:
-умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды – подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела;
-учиться решать творческие споры, достигать договорённости, оказывать помощь участникам деятельности – обучать партнёров, делиться собственным опытом со сверстниками;
-учиться обсуждать результаты деятельности каждого члена команды, не воспринимая чужие успехи как поражение.
Таким образом внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта, способствует развитию свободной, творческой, социально-адаптивной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе.
Основное предназначение метода проекта – предоставленная детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем требующих интеграции знаний из различных областей. Интеграция – один из ведущих принципов реализации образовательной программы.
Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира, расширяется кругозор, словарный запас, дети получают новые знания и учатся находить им практическое применение.
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками. Она более разнообразна и вариативна, допускает элементы фантазирование и творчества. Обязательный игровой комплект учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Таким образом проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов детей и их родителей. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатив свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Проектирование ориентировано на уникальные отношения с педагогом, которые строятся на основе «содеятельности», «сотворчества», «сомыслия». Соучастие в деятельности – это обучение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, командовать, оценивать. Позиция воспитателя – быть партнёром. Партнёрская деятельность взрослого и ребёнка влечёт за собой изменение позиции воспитателя :
-переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
-педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открывать» новое знание и присвоить его на уровне опыта.
В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Составные компоненты проекта :
-формулирование цели проекта, выбор актуальной задачи на определённый отрезок времени;
-выдвижение гипотезы выполнения задач проекта;
-работа над проектом – практическая часть;
-оформление результатов проекта – презентация проекта;
-обсуждение результатов работы – определение задач для новых проектов.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :
-исследовательские (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты оформляются в виде выставок, презентаций, альбомов, газет,3 например, «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»);
-игровые (участники играют конкретных персонажей);
-информационные (дети выбирают тему со своими социальными интересами);
-творческие (реализуются в формате детского праздника, театрализованного представления, конкурса, например, «Любимые сказки», «Мир природы», «Мои друзья», «Деревья России»);
-практико-ориентированные (раскрывают социально важные проблемы, результат деятельности имеет социальный окрас);
-открытые (чаще всего используют в рамках разных групп ДОУ, например, младшая и старшая группы вместе, например, «Мир животных и птиц», «Времена года»);
-досуговые (развлекательной и спортивной направленности);
-комплексные (объединяют несколько типов проектов сразу, например, «Книжкина неделя», «Мир театра», «Эхо войны»).
По длительности различают кратковременные (от нескольких дней до нескольких недель) и длительные проекты (от одного месяца до года). Успешность длительных проектов зависит от умения воспитателя постоянно удивлять детей новыми событиями.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать получённые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Литература:
1. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 144 с.
2. Пашкевич Т. Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ Организация воспитательно-образовательного процесса на основе совместных игровых детско-взрослых проектов : Методическое пособие. – Барнаул, 2009. – 76 с.