Лучший педагог года

Использование метода песочной игротерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Варенникова Галина
Использование метода песочной игротерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Использование метода песочной игротерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Публикация «Использование метода песочной игротерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Песочная игротерапия широко используется психологами в работе с детьми и позволяет решать многие проблемы (страхи, тревожные состояния, агрессия, проблемы общения со сверстниками, адаптация к коллективу). Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

При выборе этого метода особенно ценным, является реализация принципа природосообразности. В играх с песком у детей лучше развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память, речь, моторика, коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка экспериментировать или работать самостоятельно. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, побуждать желание играть, что важно в работе с детьми отказывающимися идти на контакт, так называемыми «без речевыми детьми» или с детьми у которых есть и речевые и эмоциональные сложности. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев, тем самым стимулирует соседние речевые зоны коре головного мозга. Песок развивает мелкую моторику рук.

Особое преимущество метода является творческий подход к работе, практически неограниченная фантазия, кроме того можно решать многие задачи, направленные на развитие различных компонентов речи – естественно и в игровой и интересной для ребенка форме.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

• Уровень тревожности ребёнка очень высок;

• Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

• Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия:

Дыхательная гимнастика

Пальчиковые игры

Артикуляционные упражнения

Автоматизация, дифференциация звуков

Развитие фонематического слуха

Формирование слоговой структуры слова

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Обучение грамоте

Развитие связной речи

Примеры игр по этим направлениям - тематика правила дорожного движения.

1. «Нарисуй дорожку» - развитие мелкой моторики обеих рук.

Дети двумя руками рисуют дорожки по которым в дальнейшем поедут машины.

2. «Провези машину по кочкам» - развитие диафрагмального дыхания. Дети дуют на песок выравнивая дорогу перед машиной.

3. «Помоги зайцу найти дорогу домой» - игра направленна на развитие диафрагмального дыхания. Ребенок дует от зайца к дому.

4. «Дорожные знаки» - артикуляционная гимнастика. Ребенок рисует пальцами дорожные знаки в виде лица с различными артикуляционными и мимическими позами. Например улыбочка.

5. «Елки-палки» - развитие фонетико- фонематического восприятия. Ребенок рисует елку если он слышит заданный звук. Сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов. Если слышит искаженное произношение этого звука, то рисует палку.

6. «Стоп» - развитие фонетического восприятия. Если ребенок слышит заданный звук, он едет по дороге. Если заданного звука нет, то останавливается.

7. «Рельсы»- формирование слоговой структуры слова. Ребенок рисует столько шпал, сколько слогов в слове, при этом их считает и провозит паровозик по рельсам.

8. «Угадай где машина?» - развитие лексико-грамматических категорий, упражнять детей в употреблении предложно-падежных конструкций. Логопед предлагает ребенку поиграть с машиной и объяснить где она находится. (Под мостом, в гараже, около дома, возле магазина, на парковке и т. д.)

9. «Привези машину в гараж» - обогащение словаря прилагательных и развитие представлений о размере. Ребенок загоняет машины в гаражи разного размера. При этом описывает машины с помощью ответов на вопросы логопеда : «Это машина какая?». – Это машина большая.

10. «Расскажи на чем приехал на море» - расширение глагольного словаря. Ребенок выбирает вид транспорта на котором поедет на море. При этом отвечая на вопросы логопеда: «На этом транспорте ты как доедешь на море?» - На самолете я полечу.

11. «Отремонтируй дорогу» - игра направлена на развитие оптико-пространственного образа буквы.

Логопед рисует элементы букв на песке. Ребенок определяет какая, это буква и дорисовывает ее.

12. «Автосалон» - цель игры определить количество слов в предложении. Ребенок рисует столько машин сколько слов в этом предложении.

13. «Кого возьмешь в гости?» - развитие звуко-буквенного анализа. Ребенку предлагается картинка или игрушка с изображением животных или сказочных героев, а он ее внизу подписывает.

14. «Я куплю машину» - игра развивает связную речь ребенка. Ребенок учится последовательно передавать содержание своего рассказа. А так же учится описывать предметы и явления.

15. «Истории на дороге» - развитие творческого рассказа. Ребенку предлагаются игрушки, а он с ними придумывает свою историю путешествия по дороге.

Итак использование песочной игротерапии дает положительные результаты:

детей значительно возрастает интерес к занятиям.

-ребенок с ОВЗ чувствуют себя более успешными.

-на занятиях нет места монотонности и скуке.

-ребенок расширяет круг предметно-игровых действий.

- развивает мелкую моторику, глазомер.

- развивает речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.

- Успокаивается и расслабляется, снимая напряжение.

Всё это даёт возможность решить комплекс задач направленных на развитие речи.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода песочной игротерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 15 сентября 2020 в 16:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода песочной игротерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Варенникова Галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД