Тимофеева Татьяна Владимировна
Использование метода музыкотерапии для актуализации потенциала развития и саморазвития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: проблема эмоционального развития в дошкольном возрасте признана актуальной психологами и педагогами, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Публикация «Использование метода музыкотерапии для актуализации потенциала развития и саморазвития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Ключевые слова: арт-терапия, музыкотерапия, эмоциональная сфера, детский сад, ребенок, дети.
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, в котором закладываются основы последующего становления детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию.
Одним из наиболее эффективных направлений работы со всеми детьми, без исключений, является арт-терапия, которая включает в себя множество методов : изотерапию, музыкотерапию, песочную терапию, фототерапию, сказкотерапию, игровую терапию и т. д.
Арт-терапия означает «лечение, посредством художественного творчества» или «использование искусства, как терапевтического фактора». Основная цель арт-терапии состоит в том, что с его помощью можно исследовать различные чувства и выражать их на символическом уровне. Современная арт-терапия подразделяется на два вида: экспрессивную (использует самостоятельное творчество человека) и импрессивную (представители которой используют для терапии готовые произведения искусства: картины, скульптуры, музыку профессиональных творцов).
Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду, так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (музыкальные произведения, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов (психогимнастика, логоритмика).
Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.
Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т. д.
Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т. д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
В процессе музыкального творчества – импровизации на заданные темы, ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает ребенка более здоровым и счастливым.
Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждают положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки.
Доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.
Таким образом, в условиях ДОУ сопровождение - это создание пространства становления ребенка в целях оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дает возможность педагогам совместно с сотрудниками дошкольного учреждения разработать цели деятельности единого коллектива (педагогов и воспитателей, решить основные задачи его функционирования в рамках вопроса преемственности, определить направление развития такой сложной системы, какой является функциональный комплекс детский сад - школа. Оно рассматривается как параллельный процесс обучения, воспитания и развития; процесс по созданию комфортных условий и по технологическому обеспечению вхождения ребенка в мир культуры, его социализации. Сначала обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития ребенка, создаются условия для перевода его из позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. Далее процесс социализации связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия педагога и детей в форме со-творческой продуктивной деятельности и общения.
Список литературы
1. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. - МПСИ, МОДЭК,-2010, - 416с.
2. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 568с.
3. Реан Н. Н. Психология детства. Практикум. – СПб. : «ПРАЙМ - ЕВРО- ЗНАК», 2003.- 224с.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М. : Просвещение, 1996. - 376 с.