Получи документы

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ОНР

Валентина Дмитриева
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольники с ОНР очень часто испытывают затруднения, понимая материал, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. В связи с этим очень важно научить будущего первоклассника связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, самостоятельно высказываться на различные темы.

Я считаю, что при обучении детей с ОНР следует использовать творческие методики.

Публикация «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ОНР» размещена в разделах

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дошкольный возраст является благоприятным для закладывания грамотной, четкой, красивой речи. А это является важным условием умственного воспитания ребенка.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы или сказки четкими, связными, последовательными.

Применяя графическую аналогию, я учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом в этом направлении.

Первичная диагностика осуществлялась методом наблюдения. По ее результатам были сделаны выводы. У детей существуют проблемы в различных сторонах речевого развития. Наиболее типичны:

Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы.

Лексически бедная, недостаточный словарный запас.

Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная.

Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

Уровень сформированности связной речи у многих детей не соответствует возрасту. Что проявляется в следующих трудностях:

неспособность грамматически верно построить предложение;

недостаточный словарный запас, бедность речи;

слабо развитая диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, выстроить лаконичный, либо развернутый ответ;

при построении описания не умеют самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, удержать в памяти последовательность выявленных признаков;

при пересказе не соблюдают структуру, небольшой объем текста, не используют в речи авторские средства выразительности;

не могут самостоятельно развить сюжетную линию в творческих рассказах, испытывают затруднения в логическом обосновании собственных утверждений и выводов;

при заучивании стихотворений не могут запомнить текст.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься развитием дошколят. Для этого разработала перспективное планирование, цикл занятий и дидактических игр с применением технологии мнемотехники.

В начале учебного года на групповом собрании я познакомила родителей с результатами обследования, планом намеченной работы. В течение года проводила устные консультации по данной теме. Заинтересованные родители оказывали помощь в подборе и составлении новых мнемотаблиц для заучивания стихотворений.

Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, я последовательно переходила к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам.

При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомлю детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст я располагала на отдельной карточке в виде таблицы. Текст необходимо чётко соотносить с изображением.

Используя мнемосхемы при заучивании стихотворений, облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Заучивая стихотворение, не требую полного запоминания на одном занятии. Использую повторение в свободное время. Меняю форму повторения: читаем по ролям, по цепочке. Очень часто дети прибегают к самостоятельному повторению, использованию таблиц в своих творческих играх, что свидетельствует о высокой степени заинтересованностью мнемотехникой.

Занятия при заучивании стихотворения состоят из следующих частей:

- вводная часть,

- чтение стихотворения,

- беседа с наводящими вопросами,

- повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы,

- заучивание произведения по мнемотаблице.

Данный вид работы оказался интересен детям, они с огромным желанием заучивали стишки при помощи мнемотаблиц.

Немного сложнее работа по составлению описательного рассказа о временах года. Мнемотаблицы сначала я давала готовые. Позже дети самостоятельно составляли мнемотаблицу и рассказывали о своем любимом времени года.

Мнемотаблицы для составления описательного рассказа о временах года.

Время года «Осень»

В старшем дошкольном возрасте все чаще обращаемся к пересказу литературных произведений.

Мнемотаблицы для пересказа литературного произведения.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Передавая реальные события, рассказы обогащают духовный мир детей, готовят их к реальной жизни. Учат соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, усиливают свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей. Кроме того, знакомят со структурой текста, многообразием связи в нем (логикой событий, причинами и следствиями конфликтов, мотивами поведения героев).

Этапы работы:

Выразительно читаю текст.

Предлагаю рассмотреть таблицу. Преобразовываю абстрактные символы в образы.

Задаю вопросы по содержанию. Вопросы не только констатирующие, но и поискового характера.

Повторно читаю (или рассказываю текст). Даю установку на запоминание.

Предлагаю пересказать детям (по цепочке, частями, полностью, от лица литературного героя). При возникновении затруднений осторожно задаю наводящие вопросы.

Анализирую пересказ. Обращаю внимание на точность изложения событий, наличие в речи образных слов, авторских средств выразительности, эмоциональности воспроизведения диалога.

Составление творческих рассказов вызывает у детей положительные эмоции.

Азарина Виктория.

Папа, мама и я ходили в лес за грибами.

Грибов было мало. Я увидела ёжика.

Папа посадил ежа в корзинку.

Мы принесли его домой, напоили молоком.

Вечером пили чай с конфетами и любовались ежом.

Андреева Вера.

У меня был день рождения.

Ко мне пришли друзья с подарками.

Мы пили чай с конфетами.

Потом пели песни и танцевали.

Было очень весело

Особенность творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему, свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Не менее важная задача - выразительно и занимательно передать свой замысел.

Значительные трудности возникли у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.

Мнемотаблица для составления рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»

Рассказ по сюжетной картине требует от ребёнка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умения додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа и его окончание.

В работе по формированию навыка рассказывания по сюжетной картине мнемотаблицу, где выделяю значимые для сюжета фрагменты картины и определяю взаимосвязь между ними, объединяя фрагменты в единый сюжет.

Итак, я убедилась, что построенная таким образом работа позволяет не только научить детей рассказыванию, но и умению представлять объект рассказа (событие, предмет, а также анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями; подбирать для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, связывать их разнообразными способами связей.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»Опыт работы «Использование метода мнемотехники» В детском саду перед воспитателями и музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть песен и стихов. Хочется, чтобы песни.

Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень»Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень» Мнемотехника – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Это настоящая палочка-выручалочка.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возрастаИспользование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возраста Лепбук по теме : "Лето". Используя определённую лексическую тему, необходимо затронуть все образовательные области, содержание лэпбука.

Конспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехникиКонспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ОНР
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 16:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Дмитриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД