Сусана Джапар
Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС
Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.
1. Организационный момент.
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей встрече которая посвящается «Организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».
Цель: создание эмоционального настроя на мероприятие.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
И прежде чем начать работу предлагаю вам разогреться и ответить на следующие предположения нестандартными способами:
-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.
- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
Спасибо.
2. Теоретическая часть.
Тема: «Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО».
Вопросами организации образовательного пространства в ДОУ педагоги всегда уделяли внимание. С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в создании РППС.
Согласно требованиям ФГОС ДО она должна быть содержательно –насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Известно, что для развитие личности ребенка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов –стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду- окружение, в которой пребывает ребёнок и посредством которой он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним.
Развивающая среда представляет собой особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребёнка в новизне преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействовать среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования.
- Как Вы думаете, какие?
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 32 «Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Конвенция о правах ребёнка.
Письмо МО РФ от 15.03.04 №03-51-46 ин/14-03 с методическими рекомендациями "О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье".
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 "Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей".
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" Федеральный институт развития образования 2014г
-Существуют ещё 2 письма Минобразования России.
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования. Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных. эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
По определению С. Л. Новосёловой, «предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально-модулирующая содержание его духовного и физического развития».
Поэтому она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В современных детских садах развивающая среда организуется таким образом, что каждый ребёнок мог найти себе занятие по интересам.
А основной задачей нашего дошкольного учреждения является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями зрения в период дошкольного возраста.
Мы знаем, что зрение – это самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.
Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения.
Немаловажное значение в решении проблемы интеграции ребёнка с нарушением зрения в условия дошкольного образовательного учреждения имеет организация коррекционно - развивающей среды в учреждении.
При организации коррекционно-развивающей среды в групповых помещениях педагоги учитывают всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов.
Коррекционно-развивающая среда в нашем саду является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с нарушением зрения и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации усло-вий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения.
При организации коррекционно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:
- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Педагоги создают целостную педагогическую систему коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется, в соответствии с ФГОС ДО.
Большое внимание уделяется созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада :
• использование с детьми с нарушением зрения компьютерных программ для лечения и коррекции;
• специальные гимнастики, игры для развития и тренировки зрения;
• схемы В. Ф. Базарного;
• зрительно - координаторные тренажёры и схемы в групповых помещениях ДОУ;
• «Дорожки здоровья»;
• закаливание.
На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями в образовании с учётом особенностей детей с нарушением зрения.
Формируя предметную среду групп, педагоги исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с нарушениями зрения.
В каждой группе созданы благоприятные условия для развития детей с нарушением зрения: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс ребенка.
Таким образом, правильно организованная РППС, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей, в зависимости от заболевания помогает успешно решать задачи социальной адаптации и повышать результат лечебно- воспитательной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.
Поэтому цель работы нашего дошкольного учреждения совершенствовать коррекционно - развивающую среду для детей с нарушением зрения.