МААМ-картинки

Использование малых форм фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР

Ирина Погонина
Использование малых форм фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Всестороннее и полноценное развитие ребенка – это, прежде всего хорошая речь. С помощью правильной речи ребенку проще общаться со сверстниками, легче и правильнее выражать свои мысли и чувства. В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения. А ведь в дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. На современном этапе для преодоления имеющихся проблем актуальным является использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому так важно, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включать его во все направления коррекционной работы. Нельзя сказать, что фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но в коррекционной работе, на мой взгляд, произведения устного народного творчества используются бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Малые фольклорные формы, представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика). Гениальный творец устного народного творчества – народ, создал такие произведения художественного слова, которые кроме определенной познавательной ценности, огромного эмоционального настроя и нравственного развития дают возможность ребенку овладеть мелодикой слова, улавливать ритмичность речи, выразительность языка, его красоту, воспроизводить различные звукоподражания. В фольклоре особенно четко проступает «прелесть простонародной речи», а она достаточна богата различными изменениями слов: «был – побывал, видал – повидал, звали – зазывали – созывали» и т. д. Жанров фольклора много, это – загадки, пословицы и поговорки, потешки, песенки, прибаутки, считалки, скороговорки, диковинки, дразнилки, смешинки и т. д. Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический запас ребенка, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным для ребенка путем. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников с OHР. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы. Коррекционную работу по преодолению нарушений речи детей с ОНР с использованием малых форм фольклора необходимо проводить в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Для этого нужно взаимодействие всех педагогов группы. Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

Публикация «Использование малых форм фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

- занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи) ;

- занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, «Игрушки», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Птицы», «Цветы» и т. д. ;

- занятия по формированию навыков связного рассказывания;

- занятия по развитию просодического компонента речи;

- логоритмические занятия.

Фольклорные произведения используются на разных этапах занятия: в организационном моменте при введении детей в тему занятия загадываются, отгадываются, придумываются загадки; в основной части при изучении темы используются потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы; во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики - народные игры, потешки.

На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизно-шения. Заучивание скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи. Игра словом в скороговорках становится для ребенка источником познания. В одной фразе нарочно смешиваются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить. В процессе работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука используются различные скороговорки, которые постепенно усложняются:

«Кол около стола, стол около кола».

«Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла».

«Сшит колпак, да не по- колпаковски,

Кто бы тот колпак переколпаковал,

Да перевыколпаковал?

Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне»князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел»серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся, тонкому, действительно очень похожему на серп. Этот месяц блестел днем, в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Эта загадка вызывает у ребенка много вопросов: что такое серп, кто это жнея. Так мы знакомим ребенка и с новыми для него понятиями и предметами, и открываем для него страницы прошлого нашего народа, и стимулируем познавательную активность, любознательность, воспитываем интерес к слову, родному языку. Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель : не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используются разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» (гусь). Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства. Работая над пословицами и поговорками, учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируются навыки подбора и использования сравнений, развивается интонационная выразительность речи. Этапов автоматизации звуков несколько и уже работая над автоматизацией звуков во фразе можно использовать ряд пословиц, поговорок. Например:

«Не плюй в колодец, самому пригодится водицы напиться» (зв. Ц)

«Хвались, хвались, да не поперхнись» (зв. СЬ)

«Дело благородное, беречь добро народное» (Л-Р)

«Не сиди сложа руки, не будет скуки» (С)

«У лодыря что ни день – то лень» (Л-ЛЬ)

Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, развиваем у них познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

В работе над устранением ОНР у детей большое внимание уделяется развитию просодической стороны речи, нормализации общей и мелкой моторики. Решению этих задач помогает народная считалка. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

«Шла торговка мимо рынка …» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка.

«Шишел, вышел, вон пошел,

На боярский двор зашел,

Там бояре шапки шьют,

На окошки их кладут,

Шишел, вышел, вон пошел».

В коррекционной работе над речью процесс автоматизации поставленных звуков длителен по времени и требует большого количества разнообразного речевого материала. Но еще большие возможности по использованию фольклорного материала представляются, когда идет автоматизация звуков в текстах (на последнем этапе). На каждую группу звуков подобранны соответствующие тексты. Целый ряд песенок, потешек хорош тем, что включает звукосочетания из наиболее трудно усваиваемых детьми звуков шипящих, свистящих, сонорных. Например:

- Скок, поскок, сколочу мосток. Серебром замощу, всех ребят пущу.

- Чу-чу-чу, я горох молочу.

- Дедушка Ежок, не ходи на бережок, там растаял снежок. Ты промочишь ножки, красные сапожки.

- Сел сверчок на шесток, таракан в уголок.

Различная вариативность забавных звуковых сочетаний в песенках, потешках, скороговорках, прибаутках, их ритмичность, четкость, также способствуют тому, что дети улавливают ритм слова, тонкие звуковые различия (наша – Маша, мальчик – пальчик, вершок – горшок, рожки – ножки). И все это служит тому, что дети овладевают не только правильным звукопроизношением, но и улучшают фонематический слух. Почти в каждом стишке из фольклора есть возможность выбрать слово интересное по звуко-слоговой структуре и поработать над выделением звука из слова, и структурой слова (травушка, реченька, молодичка, молода). У каждого логопеда уже есть накопленный фольклорный материал, скороговорки, те песенки-потешки, которые используются для игр с пальчиками. О их значении для речи говорилось не раз, но хочется подчеркнуть и то, что эти же потешки хороши для обучения детей разговорной речи, т. к. большинство из них построено на диалоге. Например:

- Мальчик – пальчик, где ты был… и т. д.

- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Примеров можно привести очень много. Ценность фольклорного материала еще и в том, что к проговариваемому материалу можно добавить различные действия – движения. Например, хлопать в ладоши в такт и приговаривать:

А тари, тари, тари!

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги,

Куплю Маше серьги,

Останутся пятаки,

Куплю Маше башмаки…

Сцепить руки в замок, тянуть с силой в разные стороны и приговаривать:

Тяни холсты, тяни холсты,

На рубашечку, на столешничек.

Сидя, топать ногами и приговаривать:

- Ножки, ножки, куда вы бежите?

-В лесок, на мошок: избушку мшить,

Чтоб не холодно жить.

С целью повышения мотивации на занятиях часто используется прием присутствия игрового персонажа ( образных игрушек: зайца Егорки, козы рогатой, Пети-петушка, Мишки-топтыжки, Петрушки и т. д.). Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, воспитываем в нё м: ответственность, доброту; при необходимости данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность. На логопедических занятиях дети учатся анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво – дивное, синонимику (правда – истина, щука – рыба, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышается за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?»

Итогом коррекцинно - логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

• расширяются детские представления об окружающем их мире;

формируются первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогащается лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

• речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

• усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением;

• улучшаются разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Благоустройство территории ДОУ по мотивам сказок с использованием малых архитектурных формБлагоустройство территории ДОУ по мотивам сказок с использованием малых архитектурных форм Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается.

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для педагогов «Использование интерактивных инновационных форм работы с детьми по ПДД»Консультация для педагогов «Использование интерактивных инновационных форм работы с детьми по ПДД» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может себя.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых форм фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 07:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых форм фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Погонина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД