Ирина Погонина
Использование малых форм фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее и полноценное развитие ребенка – это, прежде всего хорошая речь. С помощью правильной речи ребенку проще общаться со сверстниками, легче и правильнее выражать свои мысли и чувства. В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения. А ведь в дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. На современном этапе для преодоления имеющихся проблем актуальным является использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому так важно, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включать его во все направления коррекционной работы. Нельзя сказать, что фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но в коррекционной работе, на мой взгляд, произведения устного народного творчества используются бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Малые фольклорные формы, представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика). Гениальный творец устного народного творчества – народ, создал такие произведения художественного слова, которые кроме определенной познавательной ценности, огромного эмоционального настроя и нравственного развития дают возможность ребенку овладеть мелодикой слова, улавливать ритмичность речи, выразительность языка, его красоту, воспроизводить различные звукоподражания. В фольклоре особенно четко проступает «прелесть простонародной речи», а она достаточна богата различными изменениями слов: «был – побывал, видал – повидал, звали – зазывали – созывали» и т. д. Жанров фольклора много, это – загадки, пословицы и поговорки, потешки, песенки, прибаутки, считалки, скороговорки, диковинки, дразнилки, смешинки и т. д. Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический запас ребенка, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным для ребенка путем. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников с OHР. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы. Коррекционную работу по преодолению нарушений речи детей с ОНР с использованием малых форм фольклора необходимо проводить в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Для этого нужно взаимодействие всех педагогов группы. Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:
Публикация «Использование малых форм фольклора в логопедической работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи) ;
- занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;
- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, «Игрушки», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Птицы», «Цветы» и т. д. ;
- занятия по формированию навыков связного рассказывания;
- занятия по развитию просодического компонента речи;
- логоритмические занятия.
Фольклорные произведения используются на разных этапах занятия: в организационном моменте при введении детей в тему занятия загадываются, отгадываются, придумываются загадки; в основной части при изучении темы используются потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы; во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики - народные игры, потешки.
На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизно-шения. Заучивание скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи. Игра словом в скороговорках становится для ребенка источником познания. В одной фразе нарочно смешиваются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить. В процессе работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука используются различные скороговорки, которые постепенно усложняются:
«Кол около стола, стол около кола».
«Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла».
«Сшит колпак, да не по- колпаковски,
Кто бы тот колпак переколпаковал,
Да перевыколпаковал?
Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне» – князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел» – серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся, тонкому, действительно очень похожему на серп. Этот месяц блестел днем, в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Эта загадка вызывает у ребенка много вопросов: что такое серп, кто это жнея. Так мы знакомим ребенка и с новыми для него понятиями и предметами, и открываем для него страницы прошлого нашего народа, и стимулируем познавательную активность, любознательность, воспитываем интерес к слову, родному языку. Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель : не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используются разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» (гусь). Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства. Работая над пословицами и поговорками, учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируются навыки подбора и использования сравнений, развивается интонационная выразительность речи. Этапов автоматизации звуков несколько и уже работая над автоматизацией звуков во фразе можно использовать ряд пословиц, поговорок. Например:
«Не плюй в колодец, самому пригодится водицы напиться» (зв. Ц)
«Хвались, хвались, да не поперхнись» (зв. СЬ)
«Дело благородное, беречь добро народное» (Л-Р)
«Не сиди сложа руки, не будет скуки» (С)
«У лодыря что ни день – то лень» (Л-ЛЬ)
Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, развиваем у них познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
В работе над устранением ОНР у детей большое внимание уделяется развитию просодической стороны речи, нормализации общей и мелкой моторики. Решению этих задач помогает народная считалка. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
«Шла торговка мимо рынка …» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка.
«Шишел, вышел, вон пошел,
На боярский двор зашел,
Там бояре шапки шьют,
На окошки их кладут,
Шишел, вышел, вон пошел».
В коррекционной работе над речью процесс автоматизации поставленных звуков длителен по времени и требует большого количества разнообразного речевого материала. Но еще большие возможности по использованию фольклорного материала представляются, когда идет автоматизация звуков в текстах (на последнем этапе). На каждую группу звуков подобранны соответствующие тексты. Целый ряд песенок, потешек хорош тем, что включает звукосочетания из наиболее трудно усваиваемых детьми звуков шипящих, свистящих, сонорных. Например:
- Скок, поскок, сколочу мосток. Серебром замощу, всех ребят пущу.
- Чу-чу-чу, я горох молочу.
- Дедушка Ежок, не ходи на бережок, там растаял снежок. Ты промочишь ножки, красные сапожки.
- Сел сверчок на шесток, таракан в уголок.
Различная вариативность забавных звуковых сочетаний в песенках, потешках, скороговорках, прибаутках, их ритмичность, четкость, также способствуют тому, что дети улавливают ритм слова, тонкие звуковые различия (наша – Маша, мальчик – пальчик, вершок – горшок, рожки – ножки). И все это служит тому, что дети овладевают не только правильным звукопроизношением, но и улучшают фонематический слух. Почти в каждом стишке из фольклора есть возможность выбрать слово интересное по звуко-слоговой структуре и поработать над выделением звука из слова, и структурой слова (травушка, реченька, молодичка, молода). У каждого логопеда уже есть накопленный фольклорный материал, скороговорки, те песенки-потешки, которые используются для игр с пальчиками. О их значении для речи говорилось не раз, но хочется подчеркнуть и то, что эти же потешки хороши для обучения детей разговорной речи, т. к. большинство из них построено на диалоге. Например:
- Мальчик – пальчик, где ты был… и т. д.
- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Примеров можно привести очень много. Ценность фольклорного материала еще и в том, что к проговариваемому материалу можно добавить различные действия – движения. Например, хлопать в ладоши в такт и приговаривать:
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки…
Сцепить руки в замок, тянуть с силой в разные стороны и приговаривать:
Тяни холсты, тяни холсты,
На рубашечку, на столешничек.
Сидя, топать ногами и приговаривать:
- Ножки, ножки, куда вы бежите?
-В лесок, на мошок: избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.
С целью повышения мотивации на занятиях часто используется прием присутствия игрового персонажа ( образных игрушек: зайца Егорки, козы рогатой, Пети-петушка, Мишки-топтыжки, Петрушки и т. д.). Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, воспитываем в нё м: ответственность, доброту; при необходимости данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность. На логопедических занятиях дети учатся анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво – дивное, синонимику (правда – истина, щука – рыба, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышается за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?»
Итогом коррекцинно - логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:
• расширяются детские представления об окружающем их мире;
• формируются первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогащается лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;
• речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
• усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением;
• улучшаются разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.
Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.