Надежда Крапивина
Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
СЛАЙД 1
Крапивина Надежда Николаевна, воспитатель детского сада №40 «Бригантина» г. о. Балашиха, первая квалификационная категория.
СЛАЙД 2,3
Чем славится наш край родной?
Лесами, да бескрайними полями,
Красавицей березой на горе крутой,
Согретой теплыми лучами.
Наш садик, в поле, в рощице стоит,
Публикация «Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Кругом березы, клены золотые,
И солнце яркий лучик им дарит,
Своим теплом лелея
…. «молодые всходы» ….
СЛАЙД 4
Я представляю опыт работы по теме: «Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков детей дошкольного возраста»
СЛАЙД 5
Почему я выбрала именно эту тему?
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.
Замыкаясь а телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а вед общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Дошкольное детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.
Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей дошкольного возраста : формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки, помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.
СЛАЙД 6
Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать актуальные проблемы педагогического и психологического плана.
А это:
заорганизованность образовательного процесса
речевое развитие чаще всего не соответствует возрастной норме
сниженный уровень общения детей со взрослыми и сверстниками
современные дети менее отзывчивы к чувствам других
СЛАЙД 7
Главной целью моей работы является всестороннее развитие личности в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
СЛАЙД 8
Перед собой я поставила следующие задачи:
развитие связной как монологической, так и диалогической речи
развитие творческой индивидуальности
нравственно-патриотическое развитие
развитие музыкальных способностей
физическое развитие
воспитание эстетических чувств
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.
Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
СЛАЙД 9,10,11
Для того, чтобы создать условия для творческого развития детей, я разнообразила предметно-развивающую среду в группе.
Подобрала и изготовила вместе с воспитанниками предметы и декорации для различных видов театра : кукольный, пальчиковый, теневой, настольный и тд., а также разнообразила уголок музыкальных инструментов и уголок ряженья – русскими народными костюмами.
СЛАЙД 12
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказки у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Колыбельные
Загадки
СЛАЙД 13
Использование малых форм фольклора я применяла в разных видах деятельности:
в беседах
в наблюдениях
в режимных моментах
в непосредственно образовательной деятельности
в игре
в инсценировках
в играх на развитие мелкой моторики
СЛАЙД 14.15
Использование фольклора в режимных моментах просто незаменимо.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам:умыванию,причесыванию,приему пищи,одеванию,укладыванию спать.
Обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс. Когда дети моют руки, сопровождаем их действия потешками.
От прозрачной водицы
Всё улыбками искрится!
От чистой-чистой водицы
Веселей цветы и птицы!
Танюша умывается,
Солнцу улыбается!
СЛАЙД 16.17
Зимой солнце светит, да не греет
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Береги нос в большой мороз.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
СЛАЙД 18.19
Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.
СЛАЙД 20.21
Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
СЛАЙД 22
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.
СЛАЙД 23
Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку :
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
СЛАЙД 24
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
Самомассаж.
Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
Разведение пальцев и их сведение.
Хлопки.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями - сверху вниз.
Помахивание кистями к себе и от себя.
Вращение кистей - «фонарики».
Вместе с движениями произносятся слова потешки.
СЛАЙД 25
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры разнообразным выразительным движениям.
СЛАЙД 26
Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух! -
дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.
СЛАЙД 27
А как детям нравятся фольклорный подвижные игры на прогулке, которые сопровождаются фольклорным материалом :
Золотые ворота,
Проходите, господа,
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается!
А на третий раз не пропустим вас!
СЛАЙД 28
Когда я появляюсь перед детьми в роли бабушки-забавушки в русском сарафане, они с интересом рассматривают его, корзиночку, которую держу в руках.
С восторгом встречают игры, приподнятое настроение детей вызывает желание общаться, с бабушкой-забавушкой играть.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
СЛАЙД 29
В свободное время большое внимание уделяю русским народным сказкам, дети с удовольствием слушают сказки.
СЛАЙД 30
Повторение песенок героев сказок, их имен закрепляет образы героев в сознании детей и дети начинают использовать их своих играх, учатся рассказывать сказки, а затем и инсценировать.
СЛАЙД 31,32
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память, и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
СЛАЙД 33
Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют ит. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий
СЛАЙД 34,35
С помощью консультаций, наглядной информации я знакомлю родителей с малыми жанрами фольклора,соответствующим возрастным особенностям воспитанников. Во время индивидуальных консультаций, бесед я обращаю внимание на достижения каждого ребенка. Рекомендую литературу,предлагаю ознакомиться с играми, песнями, отвечаю на вопросы родителей.
В беседе подчеркиваю значимость благоприятной эмоциональной семейной атмосферы для ребенка.
СЛАЙД 36,37,38
Работа по теме повысила познавательный интерес детей к играм- драматизациям; помогла воспитать у детей любовь к устному народному творчеству; расширила речевое творчество воспитанников, что выражается в интонационной выразительности речи, в умении произносить монологи и развернутые диалоги, составлять небольшие рассказы, сочинять сказки, подбирать рифмы; обогатила словарный запас детей, научила понимать образный язык.
Дети раскрепощенно держатся при выступлениях, выбирают средства выразительности для драматизации и импровизации, передают их с помощью настроение, эмоциональное состояние, переживания персонажей,стали более раскованными, наблюдательными,свободно общаются со сверстниками.
Таким образом, при целенаправленной работе с использованием малых форм фольклора можно добиться высокого уровня всестороннего развития ребенка.