Ангелина Белослудцева
Использование легкого воздушного пластилина в работе учителя-логопеда. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Использование легкого (воздушного) пластилина в работе учителя-логопеда
Публикация «Использование легкого воздушного пластилина в работе учителя-логопеда, Фотоотчет» размещена в разделах
Чем больше уверенности в
движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка.
В. А. Сухомлинский
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, больше появляется детей с ОВЗ и нам, логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому для повышения эффективности логопедической работы приходится искать новые приемы, методы, игры, инновационные технологии. Так новым направлением в моей коррекционной работе стала работа с пластилином!
В поисках новых и интересных форм работы по развитию связной речи детей для педагогов, познакомились с таким направлением, как «Сторителлинг», сущность которого заключается в создании историй с помощью пластилинографии. Данное направление работы очень заинтересовало детей, они с удовольствием придумывали пластилиновые истории и дополняли их новыми героями. Но возникала проблема с хранением поделок, они слипаются, необходимо соблюдать расстояние, приобретать какие - то многоярусные коробки. Кроме этого, хочется отметить, что дети с ОВЗ быстро теряют интерес к обычному пластилину. Потому что его необходимо разминать. Прикладывать много усилий. А воздушный пластилин, легкий по текстуре и они с удовольствием работают с ним.
Данный вид пластилина не оставляет жирных пятен на бумаге, изделия не слипаются, затвердевают, легко крепятся на различные поверхности. Детям очень нравится его текстура. Есть пластилин с наполнителями, которые усиливают тактильные ощущения. Также дети с легкостью могут исправить допущенные ошибки, и у ребенка нет страха, что он может что- то сделать не так.
Используя легкий пластилин на занятиях с детьми разных нозологических групп, наблюдаю положительный результат. Совместно с детьми лепим форму язычка для артикуляционной гимнастики – «Лопатку», «Чашечку», «Иголочку». Ребенок использует все анализаторы, а особенно дети с ОВЗ, которым наиболее трудно. Так артикуляционная гимнастика стает более доступной и понятной для детей с ОВЗ. Даже дети с РАС откликаются на данный вид деятельности и не остаются равнодушными. А если правильно поставить цели и задачи, то можно добиться положительных результатов.
На этапе соотнесения звука и буквы, легкий пластилин нам помог познакомиться с образом буквы. Чтобы различать свои буквы, дети решили их украсить. Ребята с удовольствием лепили мелкие детали для украшения букв, это были цветы, ягоды, листочки, скейты, машинки и другое. Далее мы оформили выставку «Буква для моего звука» дети с восторгом показывали свои необычные буквы родителям. У детей появлялась мотивация прийти на следующее занятие, чтобы увидеть свое изделие в твердом виде, так как пластилин должен высохнуть.
А после, эти работы стали дополнением конкурсных работ для участия в районных конкурсх «Увидеть мир сердцем» и «Мастерская Деда Мороза», за участие в которых каждый ребёнок получил сертификат.
Далее по мере того, как у нас накапливались различные поделки, мы с ребятами заметили, что поделки хрупкие и могут быстро ломаться. И тогда мы открыли больницу по лечению пластилиновых поделок, что помогло ребятам быстро запомнить элементы букв. Сейчас у нас накопилось много пластилиновых букв. Заметив замечательные свойства пластилина, мы пошли далее. Стали создавать героев из логопедических пособий. Так у нас появились герои со страничек логопедических пособий. Для автоматизации звука [З] мы слепили пришельцев это были: Знума, Здодик и Здуда и Здылда. Дети были в восторге. У одного ребенка Здылда получился низкий ростом, а другой решил слепить, как в книге. Так мы повторили слова антонимы: низкий и высокий.
Таким образом, дети научились бережно относиться к своим и чужим поделкам. Если ребенок капризничал, через игру он снова вовлекался в занятие.
Для детей из подготовительной группы провела мастер-класс по созданию куклы-марионетки Дракона. Мы не знали из чего сделать головы драконам, и снова нас выручил легкий пластилин. Для глаз использовали бусины. Не надо пользоваться дополнительно клеем. Детали легко крепятся к пластилину. Мы создали с детьми, целую коллекцию драконов, который является главным героем сказок из логопедической энциклопедии Ткаченко Т. А. «Приключения Ветерка». Ребятам очень понравились игрушки – марионетки. Некоторые ребятки с ОВЗ очень пугаются всего нового, это дети с аутисическим спектром. Они боятся новых игрушек, насекомых, незнакомых звуков, шорохов, криков. Так ребенок с ОВЗ очень боялся насекомых. Он брал мою руку, для того чтобы я взяла насекомое. Затем он манипулировал моей рукой, видел, что нет никакой опасности. И брал поделку сам. Если поделка ломалась, он просил починить. Так мы находили взаимодействие. Ребенок выходил из своего мира и начинал взаимодействовать, проявлялась речевая активность. Дети нуждаются в помощи педагога при создании героя сказки, мультфильма. Так с педагогом устанавливаются доверительные отношения. Ребенок начинает ценить совместную деятельность. Во время лепки закрепляем названия цветов, свойств и многое другое. В поломанных фигурках тоже научились закреплять падежи: нет руки, нет ноги, нет носа. Дети с легкостью исправляют ошибки. Дети стали увереннее ориентироваться в пространстве, закрепляем предлоги: птица на дереве, под деревом, в дупле, за деревом, в скворечнике, вылетела из…. и т. д. Также используем пластилин при звуковом анализе слов. У легкого пластилина безграничные возможности, а это значит, что это направление, над которым стоит работать. Дети с легкостью смешивают разные цвета и находят новые. Мы с ребятами создали макет поляны, который постоянно совершенствуем. Можем сменить время года, добавить желтых, красных листьев, траву сделаем жухлой, осенней, пожелтевшей, а позже выпадет снег. Дикие животные разбегутся по своим жилищам. А в лесу есть еще экологические знаки и многое другое. Занятия с использованием легкого пластилина не утомляют детей, мотивируют на новое занятие и бывают очень продуктивными. Раньше часто возникала проблема подбора игрушек для занятий. Приходилось подбирать игрушки по цвету, размеру. А сейчас мы лепим с ребятами, столько сколько необходимо. Например, закрепляем мягкий звук [р’] лепим березы, скворечники, речку, перила у мостика. Ребят, которые идут по лесу, грибы. И все, что подходит по сюжету и для определенного звука. У легкого пластилина безграничные возможности, которые выполняют множество задач.
В дальнейшем хотелось бы создавать мультипликационные ролики из поделок лёгкого пластилина, которые дети будут озвучивать сами в мультипликационной студии «Мультяшки» для детей с ОВЗ. Спасибо за внимание!
Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин — У меня есть пластилин
Спасибо за внимание!