наталия ширина
Использование квест-игры в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Использование квест- игры в работе с дошкольниками
Игра для детей дошкольного возраста является особо привлекательной, естественной формой и средством познания мира. Для воспитателя содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест.
Публикация «Использование квест-игры в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Квест – обозначает какой – либо сюжет – путешествие к определенной цели через преодоление разных препятствий, трудностей, поиск предметов.
Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и проводится с целью повышения у детей уровня умений и знаний. Роль воспитателя – руководителя в квест-игре организационная, он определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. Задача игроков заключается в том, чтобы как следует поразмыслить и решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
В ходе квест - игры у дошкольников происходит развитие по всем образовательным областям, и реализуется разные виды деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; изобразительная; восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная; музыкальная.
Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, взаимопомощи, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность, инициативность).
Квест - игры могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада, так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство. Квест – игры практикуются и в младших и в старших группах.
Организовывая квест - игру следует придерживаться определенных принципов и условий:
игры и задания должны быть безопасными;
задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
игра может включать в себя разнообразные декорации, музыкальное сопровождение, разнообразный инвентарь;
игроки должны представлять цель игры, к которой они стремятся (найти клад или спасти сказочного героя);
роль вочпитателя в игре —наставлять детей, на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Виды квест-игры
Квесты по числу участников : одиночные, групповые.
По содержанию: сюжетные, несюжетные.
По продолжительности: кратковременные, долговременные.
По структуре сюжетов:
Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания, он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
По форме проведения: соревнования, проекты, исследования, эксперименты.
Задания для квест – игры : поиск «сокровищ», расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности, помощь героям, путешествие, приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).
Квест – игра строится по плану:
Задание или пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает ребят на игру, старается заинтересовать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.
Организационная часть включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами;
раздача карт заданий, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
Процесс - прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий.
Завершение - подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии: Что узнали нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами?
Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Планируя квест – игры в этом возрасте, необходимо придумать задания, в которых он быстро и самостоятельно сможет найти ответ. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов. На каждом этапе игры следует использовать похвалу.
При разработке сценария квеста следует избегать долгого повествования так, как детям свойственна повышенная возбудимость, что приводит к быстрой утомляемости (быстро переходят от активности к замкнутости). Необходимо подобрать игру с простым сюжетом.
Игра обязательно должна иметь эмоциональную окраску (музыка, декорации, видеоматериалы). Длительность квест-игры для данного возраста составляет 20-25 минут. В сценарий можно включать физические упражнения: перепрыгивать препятствия, кидать мяч, ходить по наклонной доске и т. д.
Пункты игрового маршрута лучше всего размещать в пределах узнаваемого места (спортивный или музыкальный зал, прогулочная площадка, так как дети могут побояться передвигаться из одного помещения в другое.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
В этом возрасте у детей развивается критическое мышление, способность анализировать поступки, события, делать определенные выводы. Это позволяет разнообразить задания для квеста. В игру можно вводить положительных и отрицательных героев и задания, способствующие речевому развитию. Упор в сценарии игры рекомендуется делать на развитие наблюдательности, воображения, логики.
Длительность квеста составляет 25-30 минут до активностей с несколькими простыми действиями. Пункты игрового маршрута должны быть знакомы дошкольникам. Воспитатель в квест-игре – внимательный наставник.
Старший дошкольный возраст (от 5 до7 лет)
Дети периода 5-7 лет общительны, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснять даже то, в чем не очень разбираются. В сценарий игры включаются игровые математические упражнения, задания по грамоте.
Тематика квеста достаточно разнообразна так, как у старших дошкольников имеются большой запас представлений об окружающем мире. Можно включать задания в виде ребусов, кроссвордов, шифровок.
В игре данного возраста дети могут распределить роли, оказывать помощь и поддержку, с удовольствием включаются в творческую деятельность, могут создавать что-то свое, оригинальное.
Время проведения 35-40 минут. Чем больше маршрутных пунктов, тем интересней игра
У квест - игры можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, они естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.
Квест – игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.