МААМ-картинки

Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста

Радченко Анна
Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

МБДОО ДЕТСКИЙ САД №8

Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста Воспитатель: Радченко А. В. 2024 год

Слайд 2

Дошкольный возраст является ключевым периодом для формирования основных речевых навыков и умений, которые будут иметь долгосрочное влияние на жизнь дошкольников.

Речь - это основной способ общения. Через развитие речи ребенок может выразить свои мысли, эмоции, потребности и понять окружающих людей. Грамотное общение формирует навыки социализации и взаимодействия, основу для развития дружбы и участия в коллективной деятельности. Развитие речи помогает ребенку осваивать знания, учиться читать и писать, позволяет легче усваивать новые материалы и преуспевать в обучении.

Развитие речи связано с развитием когнитивных функций, таких как восприятие, внимание, память, мышление и решение проблем.

Несомненно, педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске эффективных средств для речевого развития своих воспитанников.

Предлагаю вашему вниманию один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом.

Приём называется «Кубик Блума».

Слайд 3

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Слайд 4

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова : Назови, Почему, Объясни, Предложи, Придумай, Поделись. (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Кубик Блума уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера.

Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Слайд 5

Грань «Назови» Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, звук, букву, явление, термин и т. д. Например по теме «Осень» - Назови 3 осенних месяца. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например4 - Назови основные признаки осени?

Грань «Объясни» Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Например: - Объясни, какие изменения происходят в природе осенью?

Слайд 6

Грань «Почему» - Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Почему осенью улетают птицы? Почему осень называют щедрой? Почему осенью люди надевают куртки, шапки, сапоги?

Грань «Предложи» Ребенок должен предложить свою собственную идею решения проблемы, задачи или саму задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например предложи:

Предложи пословицы или поговорки про осень? Предложи осенние игры и забавы.

Слайд 7

Грань «Придумай» Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, из чего можно сделать осеннюю поделку? Что случится, если осень не прийдет?

Грань «Поделись» — Блок "поделись" развивает эмоциональную сторону личности, позволяя детям выразить свое личное отношение на основе личного опыта. Вопросы этого блока стимулируют высказывать ощущения и чувства, вызванные темой. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Поделись нравится ли тебе время года осень? Если нравится, то почему? Поделись какие осенние праздники ты знаешь?

Слайд 8 и 9

Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

1. Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.

2. На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

3. Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.

4. Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.

5. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию.

Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.

Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Можно назвать грани фигуры так:

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Слайд 10

Широкое использование приема «кубика Блума», обеспечивает реальные и практические результаты. У воспитанников развиваются речемыслительные способности, раскрываются творческие возможности, а также способность решать проблемные ситуации. Реализуется мощный речевой потенциал, существующий изначально у каждого ребенка.

Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Использование кубика Блума по теме День народного единства.

Слайд 11

Спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование кинезиологических упражнений для развития речи и координации движений детей дошкольного возраста Представленный опыт накапливался в результате работы с детьми старшего дошкольного возраста два года. Выбранное мною направление деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2024 в 22:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Радченко Анна (УИ 1518373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД