Елена Лукконен
Использование кубика Блума на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приема «Кубик Блума» на уроках в начальной школе. учитель начальных классов Лукконен Е. А.
Технология развития критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет на уроках формулировать вопросы самого разного характера. Для этого понадобится обычный куб на гранях, которого написано: Назови, Почему, Объясни, Предложи, Придумай, Поделись.
Публикация «Использование кубика Блума на уроках в начальной школе» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Работа с кубиком строится следующим образом:
1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
2. Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
3. Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай —это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Прием "Кубик Блума" универсален. Его может использовать любой учитель-предметник. Возможны два варианта. Первый - вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии, когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком. Второй вариант, когда вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. Когда этот навык уже отработан, на уроке ребята обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников. Вопросы на гранях кубика можно варьировать. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.