Светлана Розе
Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР.
Сегодня речь пойдет о таком направлении работы с детьми как словарная работа – расширение и активизация словарного запаса, развитие его качества и функциональности. Согласитесь, это актуальная проблема, недостаток словаря сигнализирует о недоразвитии речи или нарушения психического развития ребенка.
Публикация «Использование кругов Эйлера в работе с детьми с ОНР и ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Множества
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Слово – единица языка, выражающая понятие. Оно всегда несет смысловую нагрузку и имеет определенное звуковое оформление. Развитие словаря зависит от многих факторов, одним из которых являются уровень развития мышления ребенка. К примеру, обобщающие слова становятся доступными пониманию и употреблению лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения. После 3-х лет детям становятся доступными слова обобщающего значения (мебель, посуда, ходьба, плавание, желтое, красное) к 5-6 годам – слова, обозначающие родовые понятия для обобщающих слов (растения это деревья кустарники, травы; вещи – это одежда, посуда, игрушки; плоды – это овощи, фрукты, злаки; движение – это полет, плавание, бег; цвет – это белизна, синева и т. д.)
Недостаточное развитие словаря, пожалуй, самая распространенная проблема в речевом развитии детей. У детей с ОНР отмечается дефицит не только обобщающих слов, но и слов наименований ягод, птиц, деревьев, частей предметов. У детей с ЗПР, в силу особенности развития интеллекта, недостаток словаря проявляется в неточности употребления обобщающих слов (домашние животные – это добрые животные).Трудно дается выделение существенных признаков предмета, различение существенных и малозначимых признаков (похожие предметы воспринимаются как одинаковые – кружка, стакан – это чашка). Расширяются обобщающие понятия: овощи – продукты; или подменяются функциональным определением (фрукты – их едят для здоровья).
По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля или образования слов, связанных по смыслу. Такому развитию способствуют в ряду различных технологий игры с кругами.
«Круги Эйлера» изобретены Леонардом Эйлером, представляют графическую схему, позволяющую наглядно отображать отношения между понятиями или множествами. Используются в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях. Используются игры с кругами и в дошкольном образовании.
Традиционный вариант использования кругов Эйлера в работе с дошкольниками описан в книге «Давайте поиграем» под редакцией А. А. Столяра. Данный цикл математических игр проводится с геометрическими фигурами разного цвета и размера. Из практики убедилась, что начиная с кругов, квадратов, треугольников красного, синего и зеленого цвета, большого и маленького размера, детям легче усвоить смысл игры, научиться обобщать фигуры в группы по определенному признаку.
Развивая данную технологию, заменила фигуры картинками разной лексической тематики, разнообразным звуковым наполнением.
Изначально с детьми проводятся игры с одним кругом, в которых дети практикуются в отрицании определенного свойства с помощью частицы «не», классифицировать предметы по одному заданному признаку.
Игровое действие заключается в размещении внутри круга предметов с определенным признаком – домашние животные, а предметы, у которых этот признак отсутствует, выкладываются за кругом. При анализе результата распределения карточек с изображением разных предметов, дети без особого труда могут обобщить предметы, оказавшиеся внутри круга. Однако обобщить предметы, лежащие вне круга, дети на первых порах затрудняются. Следует провести 3-5 серий подобных игр, чтобы закрепить умение детей обобщать предметы, отрицая заданный признак, называя их одним словом: «НЕ красные», «НЕ большие», «НЕ игрушки», «НЕ летают», «НЕ домашние животные» и т. д.
Эффективно использовать игры с одним кругом при обучении грамоте или коррекции звукопроизношения. Игровое действие будет заключаться в проговаривании и размещении внутри круга картинок, в названии которых имеется определенный звук, в нашем случае «С», или какой-либо слог, или количество слогов.
После того, как дети освоили игру с одним кругом, можно вводить варианты игры с использованием двух кругов.
Цель игры «Два круга» - формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум признакам, уточнение обобщающих понятий.
В игре с двумя кругами, предметы распределялись в кругах с учетом двух признаков. Появляется область пересечения кругов, в ней должны расположиться предметы, обладающие двумя признаками. То есть, один и тот же предмет может иметь оба заданных признака, например, и красный и овощ. То есть, в круги попадают предметы (или картинки, принадлежащие к определенной лексической группе, обладающие или нет определенным качеством (цвет, форма, материал)
При формировании и уточнении у детей понятия «птицы» рекомендуется выделить тех птиц, которым свойственно плавать. Поэтому второй круг может объединять предметы, обладающие вторичным признаком – «могут плавать». В данном варианте игры дети наглядно видят, что птицы разделились на водоплавающих и не водоплавающих. В свою очередь, водоплавающие птицы, объединились в кругу с другими предметами (рыбами, транспортом, животными) по признаку «могут плавать». Отдельно анализируется содержание как области пересечения кругов – это и «птицы» и они «могут плавать», так и область за кругами – это и «НЕ птицы» и «НЕ могут плавать».
Подобным образом подбираются варианты игр с двумя кругами при формировании правильного звукопроизношения у детей и обучении грамоте, например при определении наличия или дифференциации звуков.
Круги можно располагать по-разному, и это позволяет решать другие задачи. Например, формируя у детей понятие растения, круг, который принимал деревья, находился внутри круга, который принимал все растения. Дети делали вывод, все деревья – растения, но не все растения – деревья. Расположив вне кругов части растений, например, листья, семена, плоды, можно дифференцировать понятия «часть» и «целое».
Цель игры «Три круга» - классификация предметов по трем признакам (свойствам, формирование логической операции, обозначаемой союзом «и» или «но».
Круги пересекаются и образуют области, лежащие в двух или даже в трех кругах. Рассмотрим практическое использование кругов напримере: желтый круг принимает «желтые» предметы, красный круг – «съедобное», синий круг – «растения». Область 4 лежит в желтом и красном кругах, значит, здесь будут располагаться и «желтые», и «съедобные» предметы, но не «растения». Область 5 принимает и «съедобное», и «растения», но не «желтое». Область 6 принимает и «желтое», и «растения», но не «съедобное». Область 7 принимает и «желтое», и «съедобное», и «растения». Область за пределами кругов 8 принимает все не «желтое», не «съедобное», и не «растения». (слайд) Чтобы найти место картинке «сливы» следует рассуждать так: сливы – «съедобные», НО «НЕ желтые» и «НЕ растения», положу в красный круг, в область 2.
После распределения всех картинок детям задаются вопросы, помогающие закрепить понимание принципа обобщения предметов, или исключения их из обобщаемой группы. Дети вновь проговаривают свои умозаключения. При этом, произнося названия картинок, дети закрепляют правильное произношение звуков «Л» и «ЛЬ».
Рассмотрим другие варианты расположения кругов. Один большой круг может вмещать в себя малые круги полностью или частично. У детей с нарушениями в развитии трудно формируются родовые понятия и принципы классификации внутри этого понятия. Так понятие животные, к примеру, включает группы животных обитающих в жарких странах или на севере.
Или, закрепляя умение обобщать предметы одежды, детям предлагается разделить их по звуковому наполнению со звуком «Ш» и со звуком «С».
В общей сложности кругов может быть и более трех, но следует понимать, что дошкольнику очень сложно удерживать и распределять внимание между всеми установками, или правилами игры.
Таким образом, условия игры позволяет объединять сенсорику, лексику и звуковую культуру, в то же время дает возможность развивать у детей неформальное мышление, произвольность и устойчивость процессов внимания, умение рассуждать и делать выводы.
Игры с кругами отвечают принципам комплексности и интегративности, прекрасно вписываются в образовательные разделы «Программы», отвечают требованиям ФГОС, становятся помощниками думающего, увлеченного педагога.
Используемая литература:
- А. А. Столяр «Давайте поиграем» Москва «Просвещение» 1991г.
- О. Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх»
Санкт-Петербург детство пресс 2011.