Ольга Черноскутова
Использование конструктора «LEGO» в работе с детьми с задержкой психического развития по формированию сенсомоторных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этих детей связана с изучением специфики их развития и поиском способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития. в истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсомоторного воспитания занимала одно из центральных мест. Особенно это актуально при работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).
Публикация «Использование конструктора „LEGO“ в работе с детьми с задержкой психического развития по формированию сенсомоторных навыков» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Лего. Конструктор LEGO
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсомоторное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности. Дети с ЗПР испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий.
LEGO – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Целью использования LEGO-конструирования в работе с детьми с ЗПР, является овладение навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, координация «глаз-рука».
В результате использования LEGO-конструирования в обучении детей с ЗПР, они получают базовые знания при подготовке к школе, у детей формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля. После занятий по LEGO-конструированию у детей наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, мелкой моторики, закрепляются знания о формах и деталях предметов. Заметно улучшается ориентирование в помещении, на местности, на листе.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Манипулирование с LEGO-элементами также способствует сглаживанию, частичному преодолению имеющихся отклонений в психическом и речевом развитии у детей (а у детей с речевой патологией более эффективному коррекционному воздействию). Особенность конструирования предметов из «LEGO» детьми с ЗПР заключается в том, то дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции, в основном, по образцу педагога и с его помощью, т. к. у детей ещё нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из «LEGO» деталей, различными способами.
Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что эти эталоны являются предметными, а не обобщенными. Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды. Одним из условий целостного развития ребенка с ЗПР является включение в образовательный процесс LEGO-конструирования. В силу своей педагогической универсальности, конструкторы «LEGO» служат важнейшим и эффективным средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, и несу в себе коррекционную направленность. В процессе LEGO-конструирования педагог активизирует познавательную деятельность детей, корригирует и развивает сенсорно-тактильную и двигательную сферу, интерес к обучению.
Изучив различную литературу и материалы, я пришла к выводу, что набор LEGO «Первые механизмы» является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Даёт возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями и выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
В связи с этим, мною был разработан проект «Первые механизмы», направленный на развитие сенсомоторных навыков, познавательных способностей и технического мышления детей с ЗПР.
Данный проект актуален тем, что не только интеллектуально развивает ребенка, но и раскрывает для старшего дошкольника с ЗПР мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Проект носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Тип проекта: коррекционно-педагогический, практико-ориентированный – рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Реализация проекта в течение 1 уч. года.
Целью проекта является создание условий для формирования сенсомоторных навыков, интеллектуального развития и развития технического творчества у дошкольников с ЗПР средствами конструктивно-игровой технологии «LEGO» и LEGO «Первые механизмы».
Концепция проекта основана на необходимости изучения технических достижений, робототехники, максимально допустимого с базовым курсом конструирования и лего-конструирования в ДОУ. Освоение азов конструирования в среде LEGO ведется с учетом задач образовательных областей по ФГОС: «Художественно-эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Концепция данной работы позволяет ребенку освоить достаточно сложные понятия – алгоритм, цикл, изменения. Модель, собранная из конструктора LEGO, может стать одним из таких исполнителей.
Интегрирование различных образовательных областей в проекте открывает возможности для реализации новых концепций дошкольного образования, расширения кругов интересов детей, овладения новыми навыками в естественных науках, проектировании, в формировании элементарных математических представлений, в развитии речи.
Рассмотрим особенности обучения конструктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Индивидуальный и дифференцированный подход
Необходимость такого подхода обусловлена тем, что нарушения психофизического развития детей проявляются весьма разнообразно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамент, характер, работоспособность, потенциальные возможности) и характер медикаментозного лечения, получаемого в данный момент, зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
2. Активная деятельность ребенка – ведущий фактор его психофизического развития. Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлениями о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности.
У детей с проблемами развития ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Поэтому такие дети нуждаются в постоянной активизирующей стимуляции извне. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования конструктивно-игровой деятельности обеспечивают разнообразные методы и приёмы обучения в различных сочетаниях.
3. Структурирование предлагаемого материала является необходимым условием успешности ребенка. Для каждой конкретной группы требуется тщательная обработка содержания. В процессе обучения любому действию необходимо выделять каждую операцию в цепочке, привлекая к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и совмещая ее словесным подкреплением.
4. Необходимость повторности в обучении вызвана особенностями формирования у детей условно-рефлекторных связей. В процессе одного занятия не удается сформировать то или иное действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же содержанием.
Для более четкого распределения содержания занятия я использую алгоритм коррекционно-развивающего занятия по ЛЕГО-конструированию, основанный на образовательной концепции LEGO «Простые механизмы» - 4 этапа выполнения любого задания.
В каждой части используются определенные методические приё мы:
В первой части «Соединяй» происходит установление взаимосвязей: каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которого, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо так же привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.
«Строй» : на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.
«Рассуждай» : дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» - учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкция, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований. Все результаты удобно представлять в таблице. Очень хорошая идея – повторять опыты несколько раз, поскольку их результаты могут различаться.
«Продолжай» : творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели.
В своей работе я так же применяю и обычные наборы ЛЕГО-ДУПЛО. Они служат дополнением к уже созданным моделям, а также достаточно эффективны при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
Приведу некоторые примеры использования ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте.
На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук».
Абстрактный термин «звук» весьма трудно понять нормально развивающемуся ребенку-дошкольнику, а детям с речевой патологией и детям с интеллектуальной недостаточностью – тем более. Для решения этой задачи также можно использовать ЛЕГО.
Для дифференциации гласных и согласных звуков в работе используются кирпичики определенного цвета: красный, синий, зелёный.
Как только ребенок научился различать гласные звуки, мы переходим к знакомству с согласными твёрдыми и согласными мягкими звуками. Для этого нам понадобятся синие кирпичики для обозначения согласных твёрдых звуков, зелёные – для согласных мягких звуков. Начинаем строить пирамиду, произнося все звуки: и гласные, и согласные твёрдые, и согласные мягкие.
Но перед этим обязательно обговариваем с ребёнком условия игры. «Если услышишь гласный звук – какой возьмёшь кирпичик? (красный) и т. д. здесь возможны варианты. Можете вы произносить звуки, а ребёнок строит пирамиду или наоборот.
Используя такую игру, мы учим ребёнка различать парные согласные по твёрдости и мягкости.
После того, как дети научились подбирать кирпичики по цвету к заданному звуку, я усложняю задание.
Дети самостоятельно выкладывают слова по звукам – собирают пирамидку, или выкладывают кирпичики на ЛЕГО-планшете, а затем «прочитывают» пирамиду. Слово весна выкладываем по звукам: первый звук В (согласный мягкий) и т. д.
При помощи таких игр мы учим детей не только различать звуки, выделять заданный звук, но и можем обучать звуковому анализу и синтезу. Манипулируя кирпичиками, переставляя их местами, ребенок экспериментирует, получает новые слоги. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова».
Известно, что для лучшего запоминания образа буквы, необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется ЛЕГО-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью ЛЕГО-элементов.
В своих занятиях я использую различные упражнения на развитие и совершенствование высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Реализация проекта происходит в части, формируемой участниками образовательных отношений. В рамках взаимодействия с педагогами нами был разработан Лепбук по лего-конструированию, технологические карты, картотека игр.
Таким образом, в процессе конструктивно-игровой деятельности с использованием конструктора «LEGO» у детей с ЗПР наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, развитие мелкой моторики, закрепляются знания о формах, величинах и деталях предметов, формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, развивается творческое мышление.
Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности способствует формированию сенсорных навыков через собственную предметную деятельность по принципу «от простого - к сложному», умению самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.