Коршунова Галина
Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т. п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Публикация «Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков» размещена в разделах
Большинство детей дошкольного возраста имеют проблемы при построении связанного высказывания, им сложно составлять распростаненные предложения, трудно выразить свою мысль
Уже с раннего возраста необходимо использование моделей, схем, которые следует проводить в игровой форме. Для детей особеенно актуально подкрепление словесной команды, зрительным показом картин, игрушек, тактильным ощущениям. Ребенку легче представить предмет, видя их зрительно. Он постепенно начинает проявлять творческую самостоятельность. Дети дошкольного возраста хорошо воспринимают простые изображения предметов, явлений, когда подсказкой служит картинка, игрушка.
Хорошо помогает метод моделирования при рассеянном внимании, памяти. Это облегчает запоминание и способствует воспроизведению текстов. Для речевого развития предлагается метод моделирования, который дает ребенку зрительно представить понятия (звук, слово, предложение). Наглядный материал усваивается лучше вербального.
1. Символы разнообразного характера
Предметные картинки по темам:
- опорные картинки;
- предметно-схематичные.
При изучении понятий цвет, форма, величина используются картинки (яблоко-круглое, зеленое, красное, кислое, сладкое, большое. Лимон - овальный, желтый, кислый.
Описать картинку. Мяч — какой?- круглый, красный. Из чего сделан мяч? Какой мяч? Резиновый и т. д.
2. При развитии фонематического слуха ребенка знакомлю с речевыми звуками и их характеристиками. (какой звук- звонкий, глухой, твердый, мягкий). Как произноситься этот звук, из скольких элементов состоит этот звук, напишем его в воздухе, сделаем из проволочки, каким цветом гласный звук — красным. Поется, тянется и т. д. Где в природе можно услышать звук (как шипит змея — звук Ш, как воет волк- У и т. д.).
3. В процессе знакомства с речевыми звуками дети усваивают: что звуки бывают короткие и длинные
. ___
4. Игра «Буквы разбежались»
Из букв составить слово. Назвать сколько букв в слове. Определить гласные и согласные, сколько слогов.
Для детей особенно трудно является становление связной речи. Особенно последовательность рассказа, подбор слов, построения предложений. Здесь можно использовать сюжетные картины, схемы, при пересказах знакомых сказок. Назовите сказку по данной схеме, перескажите ее
Кроме занятия моделирования можно использовать другие моменты в игровой форме, загадки, пословицы, небылицы, ребусы, закончи предложение, работа с деформированным текстом и т. д.
5. Таким образом использование приемов наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал, формировать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений, отработать навык слогового чтения и тем самым успешно подготовить ребенка к обучению в школе.
Рассказывание сказки с опорой на рамки