Ирина Рыжкова
Использование коммуникативных игр в развитии навыков общения
▼ Скачать + Заказать документы
Использование коммуникативных игр в развитии навыков общения
Проблема социализации подрастающего поколения является одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре.
Публикация «Использование коммуникативных игр в развитии навыков общения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Интенсивность коммуникативного развития детей на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоционального контакте и познавательном общении со взрослыми, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Уже к старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознавать свое место в группе сверстников.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной и т. д. Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения. Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать игру.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
В процессе работы большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм. Их цель – побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; формировать нравственные чувства (гуманность, сочувствие, любовь и др.) и доброжелательные отношения в группе; развивать речь детей в ходе игрового диалога, коммуникативные навыки. Например, такие игры, как «Общественный транспорт», где дети учатся уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте. Приучаются вести себя спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту, развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.
А театрализованные игры помогают формировать умение взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудовать место игры; формируют умение устанавливать взаимоотношения в игре.
Игры на эмоции позволяют создать ребенку свой образ, проиграть различные ситуации, выразить свои чувства. Эти игры помогают педагогу познакомиться с проблемами детей, которые возникают в детском коллективе, семье, и положительно разрешить их.
Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволит детям в дальнейшем иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью.