ИРИНА БРАТЦЕВА
Тренинг «Общение». Развитие коммуникативных навыков педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов
Тема: Общение
Задачи:
1. Развитие вербальных и невербальных средств общения
2. Сплочение педагогического коллектива
3. Обучение эффективным методам общения
4. Снижение телесного и психоэмоционального напряжения.
Несколько лет тому назад оставив свой выбор на профессии воспитателя, вы вступили в удивительную страну маленьких детей, тем самым согласившись окунуться надолго в необычный мир восхитительного детства.
Публикация «Тренинг „Общение“, Развитие коммуникативных навыков педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
На нашем занятии мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о целях, которые вы ставите. Вы научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы сможете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Только вместе мы сможем ответить на разные сложные вопросы. Мы будем осваивать эффективные средства общения.
Мне хотелось бы при нашей работе использовать следующие правила:
1. Искренность в общении
2. Обязательное участие каждого
3. Неразглошение обсуждаемых проблем за пределами группы
4. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание от своего имени
5. Общение на «ты»
Разминка
Игра «Назови себя»
Цель: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
Путем мимики, жестов передать свое внутреннее состояние
Стоя в кругу. Каждый участник получивший мяч, называет свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени и нужно придумать позу, которая передает ваше внутреннее состояние сейчас, а остальные принимают эту же позу. Передача хода…
Обсуждение:
1. Трудно ли было передать свое внутреннее состояние, почему?
2. Легко ли было «примерить» внутреннее состояние другого, почему?
3. Вам трудно было быть в центре внимания?
Информирование.
Для того, чтобы быть готовым к активному общению, человек должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны.
Средства общения можно разделить на вербальные и невербальные. Предметной областью общения может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Благоприятные условия общения и их создание приводят к уменьшению помех для понимания друг друга.
Игра «Пантомима»
Цель: формирование умения выразить невербальными средствами свое состояние.
Все участники делятся на пары. Путем жребия получают задания пантомимы. «Внести бревно и распилить его», «Внести в комнату ковер и повесить его», «Вручить даме цветы», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного», «Пройти по качающемуся мостику через большую лужу», «Передать информацию через окно в автобусе», «Встреча друзей после долгой разлуки», «Мама ведет своего ребенка в детский сад», «В зоопарке», «Мама и ребенок в магазине «игрушки», «Сдача экзамена», «Человек у банкомата», «Пациент у мануального терапевта» и др.
Обсуждение: что показалось наиболее сложным?
Легко ли было взаимодействовать в паре?
Давайте обсудим арсенал выразительных средств в невербальном общении.
Основными элементами невербальной коммуникации выступают язык тела и манера говорить. Поступки и слова могут обманывать, реакция тела скрывает правду редко. К элементам невербального общения относятся :
Пространство, разделяющее говорящих;
Частота дыхания;
Жесты, телодвижения;
Осанка;
Одежда;
Выражение лица;
Символы статуса;
Контакт глаз
Наиболее важным элементом языка тела является мимика. Лицо – зеркало души, оно прекрасно передает эмоциональное состояние.
Во время телевизионного интервью у знаменитого циркового дрессировщика Филатова спросили: «с кем из хищных зверей опаснее всего работать» Ответ был неожиданным. Оказалось, что с «кровожадными» львами иметь дело гораздо безопаснее, чем с «добродушными» мишками. Весь секрет в том, что львы в африканских саваннах живут прайдами (группами, поэтому их мимика хорошо развита, ведь она помогает поддерживать взаимопонимание в львиной группе и регулировать поведение. А медведи- одиночки. Им попросту некому показывать свои чувства – их мимика маловыразительна. Природа экономна, она не тратиться на «излишества». Так вот, у льва, когда он собирается напасть, прежде всего появляется соответствующая гримаса, которая и предупреждает укротителя об опасности. На людях в отношении мимики природа, как видно, не стала экономить. Например, подсчитано, что в романе Толстого «Война и мир» дано описание 97 оттенкам одной только улыбки! Малейшие движения души человека отражаются на его лице.
Притча
Человек шептал: «Господь, поговори со мной!»
И луговые травы пели.
Но человек не слышал.
Человек вскричал тогда: «Господь, поговори со мной,
И гром с молнией прокатились по небу.
Но человек не слушал.
Человек оглянулся кругом и сказал:
«Господь, позволь мне увидеть тебя!»
И звезды ярко сияли…
Но человек не видел. Человек вскричал снова:
«Бог, яви мне видение!»
И новая жизнь была рождена весной.
Но человек этого не заметил.
Человек плакал в отчаянии
«Дотронься до меня, Господь, и дай мне знать, что ты здесь!»
И после этого господь спустился и дотронулся до человека.
Но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь.
Обсуждение: как вы считаете в чем смысл притчи?
Насколько в нашей жизни передача сообщения совпадает с его восприятием и пониманием?
Игра «Передай другому»
Цель:показать как могут искажаться сообщения
Дать понять участникам, что им необходимо улучшать свои навыки общения и умения слушать.
Разбить группу на подгруппы по 8-10 человек. Участники садятся рядом друг с другом на расстоянии 1 метра.
Первым участникам выдают копию истории, чтобы они тихо ее прочитали. Через 2 минуты попросить передать историю человеку, сидящему рядом с ним в подгруппе (шопотом, чтобы другие не слышали).
Таким образом история передается от одного к другому всем членам подгруппы.
Когда последнему человеку во всех подгруппах передали окончательную версию истории, он должен рассказать группе то, что им сказали.
Обсуждение: Насколько близка окончательная версия к оригиналу?
Случается ли подобная ситуация в жизни?
История 1 Евгений Петрович попросил Валентину Николаевну, чтобы она передала Константину Ильичу, чтобы материалы по новому проекту были готовы к 13.00 последней пятницы января. Информацию необходимо сообщить Валерию Ивановичу до вечера 11 января.
История 2 Светлана Геннадьевна позвонила Петру Алексеевичу, чтобы он передал акт о приеме объекта Валентине Сергеевне не позднее 15.00 последнего вторника марта. Это сообщение необходимо передать Марии Львовне утром 10 марта.
Выразите свое состояние начиная словами: «Я чувствую…»
Большое спасибо всем за участие и сотрудничество!
А сейчас каждый подойдите друг к другу и проговорите свои пожелания