Елена Яковенко
Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе современного учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе современного учителя-логопеда
Вместе с различными сферами жизни развивается и наше современное образование, которое ставит перед нами новые задачи, вопросы, проблемы, открывает новые перспективы.
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Публикация «Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе современного учителя-логопеда» размещена в разделах
Выделяем еще одну из актуальных проблем коррекционной педагогики – совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений у дошкольников с речевыми расстройствами.
По отметкам многих авторов (Абдеев Р. Ф., 1994, Беспалько В. П., 2002 и др., применение компьютерной техники, компьютерных технологий и программ позволяет решать эти задачи, а именно:
- оптимизировать педагогический процесс;
- индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития;
- значительно повысить эффективность любой деятельности.
Применение логопедом в коррекционной работе специальных компьютерных логопедических технологий позволяет :
- повысить эффективность коррекционного обучения;
- ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте;
-предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи; -повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды (Королевская Т. К., 1989, Тимофеева Ж. А., 1997).
Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, а эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе (Журова Л. Е., Варенцова Н. С., 1998 и др.).
Я работаю учителем-логопедом в компенсирующей группе детского сада. Индивидуальные занятия с применением компьютерных технологий провожу один раз в неделю в логопедическом кабинете и два раза в неделю на комплексных занятиях в групповой комнате с помощью презентаций (программа Power Point) на интерактивной доске. В начале учебного года с родителями, с чьими детьми занимаюсь, обязательно беседую, о согласие (либо несогласие) на использование во время логопедических занятий с их ребенком компьютерных технологий. В течение учебного года знакомлю родителей с компьютерными технологиями, играми, используемыми мною в коррекционно-развивающей работе. В течение учебного года родители имеют возможность посмотреть, как проходят занятия с применением компьютера.
Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в систему современного образования, проникли и в разные направления логопедической работы :
- коррекция звукопроизношения, коррекция и развитие просодических компонентов речи (речевого дыхания, силы голоса, слитности речи, ритма и тембра);
- коррекция и развитие фонематических процессов;
- коррекция и формирование лексико-грамматических средств языка.
Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов (СанПиН 2.4.1.2660 -10, п. 12.21) :
-использование новых моделей компьютера;
-работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);
-проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд;
- включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
В детском саду имеются ноутбуки, используемые педагогами в образовательной деятельности. Есть возможность подключать ноутбук к большому экрану. Поэтому компьютерные игры, технологии использую и во взаимодействии с воспитателями.
Предлагаю: проведение воспитателем в режимные моменты логопедической гимнастики, пальчиковых игр, дыхательных, упражнений с использованием компьютера; использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам, по группам звуков) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом. Суть заключается в следующем: единый видеоряд используют и логопед, и воспитатель логогруппы для закрепления учебного материала на своих занятиях, на логочасе.
Предлагаю педагогам во время индивидуальной работы с ребенком использовать различные игры, упражнения для закрепления определенного материала, развития фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, для автоматизации звуков.
Взаимодействуя с педагогами ДОУ и родителями, использую материал для проведения консультаций, практикумов, подготовленный с помощью компьютера и презентуемый в форме Power Point. В результате использования в коррекционно-развивающей логопедической работе компьютерных программ, технологий, игр можно говорить о качественных достижениях дошкольников. Занимаясь за компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – не реальные вещи, а только знаки этих вещей. У детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т. е. понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. д. В процессе таких занятий у детей улучшается память и внимание, потому что информация передается в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Развивается и моторика. Ребенок учится нажимать пальцами на определенные клавиши, управлять манипулятором «мышь», что развивает мелкую моторику рук. Также большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формировать моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с применением ПК. Ребенок научается планировать собственную деятельность, повышается самооценка и самоконтроль.
Вышеперечисленные достижения ребенка помогут ему подготовиться к школе и в дальнейшем успешно учиться.
Список используемой литературы :
1. Абдеев Р. Ф. «Философия информационной цивилизации» - М. :ВЛАДОС, 1994.
2. Беспалько В. П. «Образование и обучение с участием компьютеров» (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
3. Королевская Т. К. «Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски» / Т. К. Королевская // Дефектология. -1998.
4. Тимофеева Ж. А. «О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы» //Дефектология, 1997, №2
5. Л. Е. Журова. Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская/ Под ред. Н. В. Дуровой. - «Обучение дошкольников грамоте» M. :Школа Пресс,1998.
6. Приложение. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10