Мария Цедрик
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
ГУО «Крупицкая СШ»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Цедрик Мария Александровна
Учитель русского языка
1 Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации учащихся
Публикация «Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации учащихся» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1.2. Актуальность опыта
В эпоху прогрессивных компьютерных технологий педагоги стараются искать пути активизации познавательной деятельности у учащихся применяя инновационные технологии на уроках
Современный ритм жизни требует развития новых способов образования, применения современных цифровых технологий обучения, направленных на индивидуальное развитие личности, творчество, выработку навыка самостоятельности, готовности к усвоению большого объема информации.
Современное образование не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах, поскольку знания и умения как единицы образовательного процесса, характерные для традиционной школы, теперь необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешными в обществе. Современный мир, это мир, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться.
В выступлении на совещании от 1 февраля 2019 года Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил: «Мы должны совершенствовать то, что мы имеем сегодня, и то, что мы получили вчера…»
Использование современных компьютерных технологий способствует повышению познавательного интереса учащихся; возможность их использования для обучения расширяет круг предлагаемой учебной информации, повышает ее усвояемость, задействует различные каналы восприятия актуальной информации.
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития школьника. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
1.3. Цели опыта
Целью моей работы является развитие мыслительных навыков учащихся, выявление эффективности условий использования современных информационных технологий в учебном процессе как средства развития познавательного интереса школьников.
1.4. Задачи опыта
1. Проанализировать теорию и практику обучения школьников русскому языку и литературе с использованием информационно-компьютерных технологий; выявить психолого-дидактические подходы, которые могут быть положены в основу применения информационных компьютерных технологий на уроках.
2. Изучить содержание и использовать программы, имеющиеся на электронных носителях для подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий.
3. Расширить возможности передачи учебной информации учащимся, что позволяет усилить мотивацию учения и активно вовлечь учащихся в учебный процесс
1.5. Длительность работы над опытом
Эта работа проводилась на протяжении 4 лет. Основной проблемой исследования является поиск различных форм работы с применением компьютеров с целью повышения эффективности обучения, рационального использования рабочего времени, интенсификации учебного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
На уроках русского языка и литературы компьютерные технологии рассматриваются не как альтернатива традиционным формам занятий, а как как разумное дополнение к ним. Использование современных цифровых достижений в школе предоставляет преподавателям новые возможности в осуществлении их педагогической деятельности.
Сегодня, когда в каждой школе есть компьютерый класс и компактных мультимедийных проекторов, перед учителем открывается возможность проведения,мультимедийных” уроков
При использовании современных компьютерных технологий на уроке учащиеся лучше усваивают новую информацию; с нетерпением ожидают следующего занятия, расширяют свой кругозор.
На уроках русского языка и литертуры я использую : презентации, таблицы, схемы, которые предлагаю ученикам дополнить в опрных конспектах или рабочих тетрадях. Заранее подготовленные материалы, позволяют экономить время на уроке, кроме того, материал подается в более эстетичном виде, нежели нарисованный мелом на доске от руки за перемену.
Тестовые задания по русскому языку, которые ученики решают онлайн, увлекают их, готовят к предстоящим вступительным экзаменам, формируют орфографическую и пунктуационную прозорливость, а то, что результат тестирования им сообщает компьютер убеждает учеников в честности оценки результата.
Ученикам, нацеленным на высокий балл и имеющим свободный доступ к компьютеру, предлагается, в качестве домашнего задания, составить презентацию по теме следующего урока. Дети с энтузиазмом беруться за такую работу.
На уроках литературы очень интересна идея использования музыкального сопровождения стихотворного текста, просмотр видеофрагментов, например, при изучении «Слово, о походе Игоревом…» прослушать фрагмент из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, или совершить в дом-музей А. Н. Островского, при изучении биографии писателя.
Когда литературное произведение большого объема, или тема не сильно заинтересовала учащихся, то на выручку приходят качественные фильмы, созданные по мотивам художественных произведений.
Время урока не позволяет посмотреть фильм целиком, но это и не требуется от учителя. Дети, познакомившись с оригинальным текстом дома, при подготовки домашнего задания, с интересом посмотрят ключевые эпизоды, интерпретированные режиссером. В течении урока, учащиеся с удовольствием сопоставляют авторский текст с предложенным вариантом экранизации. Фильм целиком же может быть предложен для домашнего просмотра. Таким образом организуется и познавательная деятельность отстающих, незаинтересованных учеников, которые знакомятся с произведениями классиков по мере своих интеллектуальных возможностей.
Отдельная и заслуживающая внимания форма работы на уроке – это рефераты, которые учащиеся, заранее проработавих с учителем, рассказывают классу, выступая в роли педагогов. Это повышает мотивацию учащихся и заинтересовывает их в дальнейшем выборе профессии учителя.
Ресурсы интернета предлагают массу уже готовых работ, но необходимо помогать ребятам учиться составлять рефераты самостоятельно, выбирая лишь лучшие и интересные фрагменты. В своей работе с учениками мы используем сайты рефератов : referat.bookap.info; knowledge.allbest.ru и многие другие.
Когда я предлагаю использование компьютеров, при подготовке домашнего задания высокомотивированным ученикам, то руководствуюсь следующими положениями:
• Предупредить учеников о серьезности и ответственности их работы, рассказать о критериях оценивания и познакомить с требованиями воспроизведения подготовленного материала.
• Предупредить о возможности выполнения такого задания за 1-2 недели до предполагаемого урока, обеспечив, тем самым, необходимый временной ресурс.
• Заранее предложить ряд тем, чтобы ученики могли выбрать наиболее заинтересовавшие их.
• Эскизно представить и объяснить ученикам, какова цель занятия, какая информация – основная и к какому результату мы должны прийти по итогам урока.
• В письменном виде перечислить сайты, которыми учащиеся могут использовать при подготовке задания. Передать школьникам ссылки, видеофрагменты, которые они могут использовать на уроке. Помочь детям определиться в огромном количестве интернет-ресурсов и информации, отделяя основное от второстепенного вместе с ними и для них. Отбор информации – это сложная работа и она должна происходить под чутким контролем со стороны учителя.
• Мотивировать учащихся тем, что наиболее удачные работы, могут быть использованы для личной библиотеки учителя и для объяснения нового материала на уроках в параллельных классах
Вот только некоторые из множества видов работ, которые школьники могут выполнить при помощи сети Интернет:
1. Познакомиться и сравнить рецензии современных критиков и литературоведов классической школы на изучаемое литературное произведение, на творчество поэта или писателя в целом, или на какое-либо литературное направление.
3. Используя возможности PowerPoint создать мультимедийную презентацию по заданной теме.
4. Подготовить аудио версию профессионального прочтения изучаемого поэтического произведения, а также иллюстрации, фотоматериалы, музыкальное сопровождение предстоящего урока
5. Самостоятельно проверить полученные знания, используя онлайн версии тестирования по русскому языку, по заранее заданным темам орфографии или пунктуации, что делает онлайн тестирование доступным для учащихся не только старших классов, но и для учеников среднего звена. Рекомендованный к использованию сайт готовых тематических тестов: https://100ct.by
6. Самостоятельно проверить полученные знания, используя онлайн версии тестирования по русской литературе, по пройденному произведению. Рекомендованный к использованию сайт готовых тематических тестов: https://onlinetestpad.com/ru/ ; ustaliy.ru
7. Высокомотивированные учащиеся сами могут создавать театральные постановки, которые будут сниматься на видео, проводить заочные экскурсии, рассказывать о жизни и интересах писателей. Создавать библиотеку школьных наглядных пособий, справочников, опорных конспектов по русскому языку и литературе.
8. Используя сайт https://gramma.ru сыграть в уникальные игры-тесты, такие как: «Орфографический футбол», «Кот ученый», «Русские поэты…».
2.3. Результативность и эффективность опыта
Эффективность использования компьютерных достижений на уроках русского языка и литературы не подлежит сомнению. Учащийся работает самостоятельно и активно, задействует критическое мышление, учиться выбирать главную информацию из огромного потока ненужной. Абсолютно изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, а компьютерный контроль имеет ряд преимуществ: во-первых, экономит время на выявления ошибок учеников; школьники могут проанализировать свои неправильные ответы в минимальные сроки и усвоить правильный вариант, снимается «страх оценки учителем», компьютер выдает непредвзятый результат и учащиеся могут получить абсолютно объективную оценку своих знаний.
Посредством использования компьютерных технологий увеличивается объем предлагаемой информации, задействуется зрительная, память. У учителя всегда достаточно дидактического материала, что положительно влияет на ход и организацию урока. Выполняя задания школьники включаются в коллективную деятельность, работают в группах, парах.
В целом, использование компьютера на уроках заметно повышает интерес ребенка к предмету, активизирует творческий потенциал учащихся, включает школьников и учителей в современное пространство информационного общества, способствует самореализации и саморазвитие личности ученика.
На уроке компьютер выполняет самые различные функции. Это и источник новой информации, и возможность использовать наглядные пособия качественно нового уровня. Также он выполняет функцию тренажера и средства контроля знаний и уменния применять их на практике.
Вместе с тем уроки с использованием компьютера провожу наряду с обычными занятиями. Компьютерная поддержка должна быть одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Заключение
В. Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке учителю необходимо иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. очень удобно использовать достижения современных цифровых технологий на уроках физики и химии, показывая учащимся различные опыты, использование видеофрагментов на уроках истории, позволит превратить урок в настоящую «машину времени», ну а на уроках географии можно заочно побывать в разных странах и расширить кругозор учащихся.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.