Екатерина Тимофеева
Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с учащимися начальных классов школ VIII-го вида
▼ Скачать +Заказ
У детей с ограниченными интеллектуальными возможностями отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи, нарушение поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Также можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, отвлекаемость, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности (Н. Г. Морозова и др.). Это можно объяснить не только своеобразием психического развития детей с интеллектуальными нарушениями, но и недостатками обучения.
Публикация «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с учащимися начальных классов школ VIII-го вида» размещена в разделах
Часто нам, учителям-логопедам, для закрепления той или иной темы приходится давать один и тот же материал. А поскольку у таких детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный снижением учебной мотивации и отсутствием познавательных интересов, то мы испытываем трудности в заинтересованности детей. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у таких детей является использование на занятиях компьютерных технологий. Благодаря этому инновационному методу, у школьников появился положительный эмоциональный настрой, стремление к выполнению заданий, повысилась работоспособность, что позволяет неоднократно повторять один и тот же материал в различных заданиях.
С приходом компьютерных технологий у учителей-логопедов появилось больше возможностей для подачи наглядного материала ученикам. Большой плюс в использовании этого инновационного метода - красочность, яркость наглядного материала, использование музыки, различные эффекты анимации, что позволяют быстро и качественно менять текстовой материал, картинки. Всё это даёт возможность заинтересовать школьников со сниженным интеллектом, повысить мотивацию к учебной деятельности, а значит, и улучшить результативность, эффективность логопедических занятий.
Можно давать те же дидактические игры в компьютерном варианте ("Четвёртый лишний", лото "Парочки", загадки, кроссворды и т. д., что способствуют развитию звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.
Использование компьютерных технологий имеет и такое преимущество, как развитие различных психических функций таких, как внимание, память, мышление. Существуют различные игры такие, как "Игры для Тигры", "Первый раз в первый класс", "Приведения из Букленда. ", "Учим буквы", " Баба-Яга: школа на курьих ножках"и т. д. Все эти игры позволяют развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику, координацию некоторых движений. Их можно использовать для учащихся разных классов, с разной речевой патологией, как индивидуально, так и по подгруппам.
Логопедические занятия могут быть представлены в виде презентаций при помощи такой компьютерной программы, как Power Point. Благодаря этой программе можно создать, так называемые, слайд-шоу, которые из-за своей способности быстро или медленно сменять друг друга, с использованием или без анимационных эффектов, могут заинтересовать любого ученика. Удобным является то, что при использовании одной и той же лексической темы, можно менять грамматические и логопедические задачи, не затрачивая много времени. И всё это хранится в памяти компьютера.
Положительный момент заключается и в том, что учащиеся пытаются выполнить то или иное задание самостоятельно, что формирует навык самоконтроля, что немаловажно для детей с ограниченными возможностями здоровья (например, детям 3-5 классов можно давать такие задания, как вставить пропущенные буквы, слоги в словах, слова в предложениях самостоятельно, используя программу Word). Учащимся такие задания очень нравятся, они чувствуют себя самостоятельными, взрослыми, ответственными, повышают свою самооценку.
Важно сочетать традиционные и инновационные методы обучения. Ведь одними компьютерными программами не поставишь звук ребёнку. Зато на этапе автоматизации или закрепления поставленного звука, эффективно использовать компьютерную технологию. Можно дать задание на развитие фонематических процессов (отобрать только те картинки, в названиях которых есть данный звук, отобрать те картинки, в названиях которых данный звук стоит только в начале и т. д.). Также нельзя только одним компьютером сформировать у ребёнка правильное речевое дыхание. Многие традиционные методы основываются на тактильных, сенсорных ощущениях, чего нет в компьютерной программе! Компьютерная программа может предоставить качественную наглядность. Ещё одним примером может послужить - развитие мелкой моторики: ребёнку необходима предметно - манипулятивная деятельность, в процессе которой развивается не только мелкая моторика, но и речь.
Используя традиционные и инновационные методы обучения вместе, можно добиться от учащихся с ограниченными возможностями здоровья хороших, устойчивых результатов, высокой мотивации к обучению.