Надежда Якимова
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье подрастающего поколения — это первостепенная задача образования. И, конечно, профилактика и коррекция разного рода недугов являются приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в системе дошкольного образования. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно реализуются технологии здоровьесбережения.
Что такое "здоровьесберегающие технологии"
Осуществление мероприятий воспитательного, прлофилактического, оздоровительно-коррекционного характера в образовательном процессе через разные формы сотрудничества детей, родителей, педагогов и медиков, называется технологиями здоровьесбережения. Данное понятие подразумевает все стороны формирования личности малыша: и физическое становление, и познавательное развитие, и поведенческую линию. Воздействие технологий здоровьесбережения на личность позволяет ставить цели их реализации:
обеспечение безопасности жизни и здоровья малыша (например, в предметно-развивающих зонах не должно быть игрушек с острыми элементами или оборудования, несущего угрозу для детей);
накопление представлений ребят о понятии "здоровье", его приоритетности как в собственной жизни, так и в жизни других людей;
ознакомление и практическая реализация способов ведения ЗОЖ, в том числе и посредством согласованного с родителями осуществления элементарных мер по закаливанию;
воспитание навыков оказания первой медицинской помощи (в средней группе малыши осваивают меры оказания первой помощи при порезах, ссадинах).
Виды технологий здоровьесбережения и их задачи в средней группе
Физкультурная оздоровительная технология: суть понятия - отработка качественных показателей физического состояния (гибкости, выносливости, силы, а также работа нацеленная на удовлетворение потребности малыша в движении.
Задачи для детей 4-5 лет:
ознакомление с терминами, используемыми при освоении навыка построения ("шеренга", "колонна");
обучение навыку слушать и понимать свое физическле состояние после выполнения задания (например, после бега появилось чувство усталости, которое быстро сменилось бодростью);
расширение представлений о значении тех или иных упражнений (Например, зрительная гимнастика помогает отдохнуть глазам).
Профилактическая (медицинская) технология: суть понятия - осуществление мер профилактического характера для укрепления и сохранения здоровья воспитанников.
Задачи для детей 4-5 лет:
проведение обязательного медицинского обследования узкими специалистами с целью объективной оценки состояния здоровья малышей;
приобщение к ЗОЖ посредством закаливающих процедур (например, хождение босиком по песку в летний период);
ознакомление с основными аспектами понятия "здоровое питание" (потреблять меньше жирного, исключить вредные чипсы, гамбургеры и пр.).
Социально-психологическаяя технология, реализуемая воспитателем в тесном контакте с психологом при помощи проведения тестов, наблюдения: суть понятия - выбор методов и приемов для обеспечения эмоционально комфортного состояния детей.
Задачи для детей 4-5 лет:
диагностика семейного воспитания (через составления малышами описаний самих себя);
выполнение родителями тестов для определения уровня владением материалом относительно возрастных психологических особенностей детей.
Просветительская (валеологическая) технлогия, нацеленная на взаимодействие с семьями воспитанников: суть понятия - проиобщение семей к ЗОЖ.
Задачи для детей 4-5 лет:
знакомство с возможными опасными ситуациями в быту (пожар, обморожение, перегрев на солнце);
правила поведения при возникновении экстренной ситуации;
памятка родителям о том, как организовать рабочее место малыша, чтобы у него не возникли нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
взаимодействие с детьми и родителями для оформления уголка здоровья в группе.
Виды работы в рамках технологий по здоровьесбережению
Физкультурно-оздоровительная технология
Ритмопластика Для развития различных групп мышц, памяти, внимания и чувства ритма. В средней группе акцент делается на упражнения, способствующие формированию правильной осанки, исправлению походки, а также для эмоционального раскрепощения. Упражнение «Пингвины идут»: под фразу «Лёд да лёд, а по льду пингвин идёт» малыши ходят по комнате на внутренней стороне стопы, при этом переваливаются с левой ноги на правую и хлопают себя по бокам.
Упражнение «Снеговик»
Малыши стоят прямо, ноги на уровне плеч, руки согнуты, вытянуты вперёд. При этом кисти округлены. Дети пытаются переваливаться с бока на бок, как снеговики.
Физкультминутка Применяется на каждом занятии для снятия интеллектуального напряжения, а также для смены вида деятельности. Физкультминутка для средней группы
Подвижные игры Для удовлетворения потребности малышей 4–5 лет в двигательной активности. Подвижная игра для средней группы
Релаксация Применяется для расслабления отдельных групп мышц, а также для общей релаксации всего организма. Упражнение «Лимон» для релаксации мышц рук. Дети опускают ручки вниз и имитируют выдавливание сока правой рукой под рифмовку:
— Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю — Сок лимонный выжимаю. Всё в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. На последние слова дети бросают «лимон» и расслабляют ручку. Повторяют комплекс, «положив лимон» в другую руку.
Пальчиковая гимнастика Способствует развитию мелкой моторики, что в средней группе позволяет начать работу по подготовке руки к письму. Игра для пальчиков в средней группе
Гимнастика для глаз Для профилактики нарушений зрения, а также с целью коррекции имеющихся отклонений. В частности, некоторых форм косоглазия.
Задания для гимнастики глаз
Дыхательная гимнастика Цель этого вида работы — научить малышей правильно дышать, полноценно обеспечивая организм кислородом. Комплекс дыхательной гимнастики
Гимнастика пробуждения Для осуществления плавного перехода от сна к бодрствованию. Комплекс гимнастики пробуждения
Профилактическая технология
Физкультурные занятия Непосредственная образовательная деятельность, комбинирующая все приёмы взаимодействия, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. Проведение физкультурного занятия в средней группе
Самомассаж Дети учатся понимать своё тело, ощущения, а также развивают мелкую моторику. Для массажа рук:
Домик едет по тропинке- объезжает все тропинки. (Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу) То улитка ползёт, домик на себе везёт. («Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу) Вот подул ветерок, закачался листок. (Поколачивание кулачками) И опять по травинке (Поглаживание руки ладонью) Медленно ползёт улитка. (При повторении делается массаж другой руки)
Игры Помогают систематизировать знания, умения и навыки детей, связанные с вопросами сохранения и укрепления здоровья малышей, через основной вид деятельности детей — игру. Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты». Малыши раскладываются карточки с изображением разных продуктов по двум корзинкам (шляпам): в одну — полезные, в другую — вредные. Каждый продукт малыши называют, стараясь вспомнить объяснения педагога, почему эта пища вредная или почему полезная.
Игра на имитацию «Правила гигиены». Считалочкой выбирается водящий. Остальные участники получают по карточке с изображением какой-либо гигиенической процедуры (умывание, расчёсывание, обтирание и пр.). Дети по очереди мимикой и жестами показывают процедуру, водящий угадывает, о чём идёт речь.
Социально-психологическая технология
Музыкальное воздействие Используется в основном для создания положительного эмоционального настроя малышей. Сопровождает все этапы режима дня. Утренний сбор проводится под музыку, создающую атмосферу уюта, тепла и взаимопонимания. Идеальным вариантом для этого, по мнению детских психологов, являются произведения Моцарта. Кроме того, можно использовать:
«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»);
музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа);
обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»);
Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).
Для дневного сна психологи рекомендуют тихие, спокойные произведения:
Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр);
«Времена года» П. И. Чайковского;
Бетховен, соната № 14 «Лунная»;
Бах — Гуно «Аве Мария».
Для снятия усталости в конце дня уместны будут:
Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»;
Бах «Органные произведение»;
Вивальди «Времена года»;
звуки природы.
Арт-терапия Помогает избавляться от стрессов, снимает психологическое напряжение, а также стимулирует развитие навыков взаимодействия с другими людьми, учит быть внимательным и сосредоточенным. Развивает речь, мышление и память. Упражнение «Каракули»: дети рисуют хаотичные линии простым карандашом, затем самостоятельно или при помощи педагога пытаются увидеть в них образы, которые при необходимости дорисовывают. После чего малыш описывает своё произведение.
Сказкотерапия Способ взаимодействия с детьми, позволяющий откорректировать те или иные поведенческие отклонения у малышей. Сказкотерапия также способствует избавлению от детских страхов. В 4–5 лет малыши, желая во всём походить на взрослых, порой берутся за дела, которые им ещё не под силу. Естественно, что это приводит к ошибкам, необходимости переделывать. Для борьбы с хвастовством и необъективной оценкой себя своим воспитанникам я рассказываю сказку о муравье Быстроножке. «Жил-был муравей по имени Быстроножка. Очень ценили его в муравейнике, ведь он очень хорошо умел строить дома для своих товарищей. Но вот однажды Муравьишка подумал, что окружающие муравьи ему только мешают: топчутся под ногами, бегают. Тогда решил Муравьишка, что для работы ему никто не нужен, и восточную часть муравейника он выстроит сам. Прогнал он всех помощников, и хоть и было трудно, не сдавался. Правда, делал всё спустя рукава, мол, и так сойдёт. И вот настало время сдавать работу муравьиному Королю. Для проверки прочности Король приказал тысяче муравьёв попрыгать на отстроенном крыле муравейника. И уже после первого прыжка домик рухнул. Стыдно стало Быстроножке, он извинился, что переоценил себя, расхвастался. Король дал ему помощников, и через 4 дня домик был полностью отстроен, ещё и утеплён».
После прослушивания текста дети обсуждают сюжет по вопросам:
«Почему Быстроножка решил отказаться от помощи других муравьёв?»;
«Что понял муравей в процессе работы над восточной частью муравейника?»;
«Как вы думаете, важно ли иметь помощников в работе?»