Татьяна Круглякова
Использование кинезиологических упражнений при формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кинезиологических упражнений при формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Коррекция звукопроизношения - одна из важнейших задач работы логопеда.
В настоящее время очень редко встречаются неосложненные нарушения речи, такие, например, как функциональная дислалия. Как правило нарушения речи сочетаются с:
• неврологической симптоматикой
• поведенческими особенностями
Публикация «Использование кинезиологических упражнений при формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
• нарушениями в строении и функционировании артикуляционного аппарата.
В коррекционной работе с такими детьми мы встречаемся со следующими трудностями:
• Сложности вызывания звука. Ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении. На достижение поставленной цели уходит значительное количество времени.
• Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы. Ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.
• Трудности автоматизации вызванного звука в речи. Звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок оказываются не эффективными.
• Недостаточное развитие навыков самоконтроля детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому традиционных методов и приёмов уже недостаточно, и необходимо искать новые способы воздействия при формировании звукопроизносительной стороны речи у дошкольников, к которым и относится кинезиологический подход.
Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиология способствует развитию всех психических и двигательных процессов и является здоровьесберегающей технологией.
Кинезиологические упражнения –это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Сформированность двигательных навыков ребенка создает основу для развития речи.
Поэтому, становится очевидным, что работу по коррекции звукопроизношения необходимо сочетать с двигательными упражнениями.
При формировании правильного звукопроизношения очень важна подготовка психофизической базы речи, активизация энергетического потенциала ребёнка за счёт активизации функционирования всех отделов головного мозга, синхронизации работы правого и левого полушарий.
Для постановки звуков очень важен подготовительный этап.
В это время специалист проводит работу по формированию речевого выдоха, силы голоса, и подвижности органов артикуляции.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.
Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач. Этот приём можно использовать в своей работе, в зависимости от задач стоящих перед педагогом. Если вам нужно успокоить детей после двигательной активности или сильного возбуждения выполните с ним дыхательное упражнение, через левую ноздрю, а перед занятием, которое потребует высокой концентрации внимания и умственной нагрузки.
Неотъемлемой частью в работе учителя-логопеда является ежедневная тренировка органов артикуляции. Разнообразить артикуляционную гимнастику, сделать ее нескучной, любимой детьми можно с помощью подключения совместной работы кистей рук и артикуляционного аппарата.
1. Упражнение «Толстяк».
И. п. - кисти рук ладонями вниз.
Выполнение. 1- щёки надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки.
2 - щёки одновременно сдуваются (следить, чтобы щёки не втягивались). Возвратиться в исходное положение.
2. Упражнение «Худышка».
И. п. - руки опущены вниз.
Выполнение. 1- щёки одновременно втягиваются в ротовую полость, ладони соединяются на уровне груди, как при хлопке, но без звука, не хлопая. 2- возвратиться в исходное положение, втягивание щёк в ротовую полость между зубами.
3. Упражнение «Полощем рот».
И. п. - кисти рук ладонями вниз.
Выполнение. 1- надувается правая щека, пальцы правой руки сжимаются в кулак. 2- воздух перегоняется в левую щёку, пальцы правой руки распрямляются, а левой - сжимаются в кулак. Надувание щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую). При выполнении упражнения нужно обращать внимание, чтобы голова не наклонялась.
Итак, осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода при коррекции звукопроизношения, где мы должны грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и приёмы, которые в конечном итоге, позволят повысить эффективность коррекционной работы.
Учеными и практиками выявлено, что использование данных упражнений позволяет расширить границы возможностей мозга, улучшить память, внимание, мышление, а главное - повысить способность к произвольному самоконтролю. Это является необходимым условием успешного обучения в школе.
Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, я стала применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ.
На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях используются упражнения для развития артикуляторной моторики, мелкой моторики, массаж пальчиков, некоторые движения при коррекции звукопроизношения. Данные упражнения применяются также в качестве физкультминуток. Применение специальных упражнений возможно и во время режимных моментов. С каждым днем упражнения могут усложняться, увеличиваться объем и темп их выполнения.
Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др. ; опираемся на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой, в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение.
Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи.
Например, упражнение «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Так же использую следующие упражнения : «Свеча», «Дышим носом», «Горизонтальная восьмерка».
Для правильного произношения звуков необходима хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения выполняем одновременно с движениями рук. При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону. Так, в упражнении «Часики» сначала выполняется движение: язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево. Когда движение будет освоено, вводится усложнение: язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо. В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз.
За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Р». На этапе автоматизации звука «Р» в слогах произносим слог «ра» («ро», «ру»,, далее слова, словосочетания, стихи и потешки.
Аналогично используем упражнения : «Перекрестное марширование», «Робот», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо -нос», «Игра на пианино».
Использование кинезиологических упражнений дает как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Данная система работы позволяет оптимизировать процесс овладения навыками правильного произношения, а также повышает степень готовности ребенка к успешному освоению школьной программы.
Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет совершенствовать коррекцию основных психических процессов у ребенка: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость и повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиологические упражнения помогают в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.