Матаулина Александра
Использование кейс-метода на коррекционно-развивающих занятиях по развитию связной речи у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является развитие речи. Владение родным языком – это не только лишь умение правильно построить предложение, но и способность связно рассказывать о событиях и явлениях, об их последовательности, а также способность описывать предметы. Связная речь – это самая сложная форма речевой деятельности. Она представляет собой последовательное развёрнутое изложение мысли.
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Формирование связной речи напрямую связано с умственными способностями детей, развитием их мышления, восприятия и других психических процессов. Для того чтобы рассказать о предмете, объекте или событии связно, нужно вообразить то, о чём ты планируешь рассказать. Немало важно уметь устанавливать временные, причинно-следственные связи между событиями и предметами, анализировать, подбирать основные качества и свойства, подходящие для данного предмета. Для того чтобы добиться связного рассказа, необходимо научиться строить сложные предложения, подбирать подходящие для выражения мыслей слова, использовать различные языковые средства для связи предложений. У детей с достаточным уровнем речевого развития в дошкольном возрасте связная речь достигает высокого уровня. Развитие связной речи важно для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе, его межличностного общения со сверстниками и взрослыми, а также для развития личности в целом.
На сегодняшний день в школах продолжает расти количество детей, которые испытывают трудности в обучении. Как показали исследования Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, И. Ф. Марковской, Е. М. Мастюковой, М. С. Певзнер, Л. И. Переслени, У. В. Ульенковой, М. Н Фишман и др. наибольшую часть контингента учащихся, сталкивающихся с трудностями в освоении школьной программы, составляют дети, специфические особенности развития которых трактуются как «задержка психического развития» (ЗПР) [3, 8, 9].
Одной из причин, которая затрудняет полноценное обучение детей, является недостаточный, чаще низкий уровень владения связной (как монологической, так и диалогической) речью. Необходимым условием успешного обучения детей, межличностного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми является умение последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время прослеживается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с ЗПР. У детей с ЗПР наблюдаются различные тяжёлые речевые расстройства, когда у детей нарушены все компоненты речевой системы: звуковая сторона (фонетика) и смысловая сторона (лексика, грамматика).
Г. И. Жарекова и А. Д. Кошелева в своих работах обращают внимание на большие трудности у детей с ЗПР в речевом оформлении своих действий, на неполноценность не только их спонтанной, но и отраженной речи. В своих исследованиях Р. Д. Тригер упоминает как одну из особенностей речи этих детей, недостаточность словообразовательных процессов [5, 6].
Е. С. Слепович при изучении особенностей монологической речи у старших дошкольников с ЗПР, выделяет, что речь у детей в основном имеет ситуативный характер. Это выражается в наличие большого количества личных и указательных местоимений, в частом использовании прямой речи, усиливающих повторениях. В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР только начинается переход к контекстной речи [13].
В исследованиях Н. Ю. Боряковой отмечается, что у детей с ЗПР наблюдается несформированность развернутой фразовой речи или предложений, а также нарушение внутреннего программирования и грамматического структурирования. В работах А. Д. Кошелевой, В. В. Лебединского, А. Р. Лурия и Е. Д. Хомской указывается на то, что значительную роль в нарушении познавательной сферы таких детей играет недоразвитие речевой деятельности [1, 2, 7, 9].
В настоящее время одним из эффективных методов развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является кейс-метод. Кейс-метод – это метод обучения на основе анализа реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений, в частности на развитие умения рассуждать, то есть на формирование монологической связной речи. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
Кейс-метод оказывает большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребёнка. Психологами П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьевым доказана взаимосвязь развития восприятия, мышления и речи : при назывании ребенком вслух воспринимаемых предметов, они различаются и осмысливаются быстрее, появляется возможность активизировать и закрепить словарь, принять правильное решение. Кейсы помогают принять правильное решение ребёнку путём рассуждения вслух.
Использование кейс-метода на занятии предполагает знакомство с реальной или вымышленной проблемой и поиска её решения. В коррекционной работе по развитию связной речи у детей с ЗПР можно использовать различные виды кейсов : кейс-иллюстрация, кейс-фото или же кейс – текст, который представляется в устном изложении материала, например, в стихах или отрывках из литературных произведений.
Кейс-иллюстрация – это такая иллюстрация, которая может быть использована для рассмотрения проблемной ситуации, анализа её решений и выбора наиболее благоприятного пути её решения. Такой вид кейсов активизирует мыслительную деятельность детей, развивает воображение, помогает повысить интерес дошкольников, развивает такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение выслушать собеседника и грамотно высказать свои мысли.
В начале НОД проводится предварительная работа с использованием различных приё мов и методов: загадки, чистоговорки, беседа, таким образом, педагог подготавливает детей к знакомству с текстом. Затем педагог знакомит детей с проблемной ситуацией, зачитывает текст.
Далее педагог показывает первую кейс-иллюстрацию. Он фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное её решение.
После этого детям демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задаёт вопросы и побуждает дошкольников к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие воспитанники. После того как все дети высказались, учитель ставит перед собой задачу сформировать аналитические способности детей путём обобщения материала. Дети применяют полученные знания, переводя их в реальность.
Фото-кейс – этот метод очень схож с кейс-иллюстрацией, есть одно отличие: вместо иллюстраций используются фотографии из реальной жизни. Данный метод объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения.
Применение на коррекционно-развивающих занятиях метода "Фото-кейс" с дошкольниками с ЗПР даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие различные сложные жизненные ситуации.
Таким образом, особенно актуально использование кейсов на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кейсы способствуют активному речевому взаимодействию детей, учат получать необходимую информацию в общении, помогают научиться вести диалог с взрослыми и сверстниками, отстаивать свою точку зрения в общении, а также способствуют развитию связной речи, мышления и высших психических функций, социализации детей в обществе.
Список литературы:
1. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова // Дефектология, 1983. №3. С. 9-15.
2. Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, 2004. № 1. С. 10–12.
3. Власова Г. А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития : монография. Москва : Просвещение, 1984. 384 с.
4. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии : монография. Москва : Просвещение, 1973. 175 с. Текст: электронный.
5. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология, 1972. № 4. С. 21–25.
6. Костенкова Ю. А., Триггер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития : особенности речи, письма, чтения: учебное пособие. Москва : Школьная Пресса, 2004. 64 с.
7. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей : учебное пособие. Москва : Издательство Московского университета, 1985. 148 с.
8. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей: монография. Москва : Академия, 1978. 224 с.
9. Лурия, А. Р. Язык и сознание: монография. Москва : Издательство Московского университета, 1979. 320 с.
10. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития : практическое пособие. Москва: Аркти, 2002. 187 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: монография. Санкт-Петербург : Питер, 2010. 720 с.
12. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : книга для учителя. Минск : Нар. асвета, 1989. 64 с.
13. Слепович Е. С. Особенности монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович // Дефектология, 1981. №1. С. 68–73.