Ольга Мальцева
Использование карт Проппа в развитии речи детей
Основной вид деятельности дошкольника – игра. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Публикация «Использование карт Проппа в развитии речи детей» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Джанни Родари написал наиболее интересную работу по речевому развитию, она называется «Грамматика фантазии». Эту книгу можно назвать детской библией, - это введение в искусство придумывания историй. Он так же отмечал работу фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, который, изучая народные сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций – 31. Но не каждая сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций, Пропп выделил – 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок.
В начале работы ознакомления с картами нужно использовать 6 карт (рекомендация преподавателей г. Санкт - Петербурга). Затем, постепенно, рассматривая каждую функцию в сказке, вводить остальные карты.
Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Так как Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.
Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских сказках этого нет.
Прежде чем приступить к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции.
Какая работа должна проводиться по изготовлению карт.
Вначале это могут быть сюжеты из разных книг, т. е. иллюстрации. Дальше можно использовать уже более сжатые сюжеты – схемы. Придумывать схематичный образ можно, да и нужно вместе с детьми.
Символы, которые придумали сами дети более запоминающиеся.
Работа с картами Проппа может быть самой различной. Можно за основу взять только эти 6 функций и работать с ними, но если постепенно вводить новые функции, то у детей будет подогреваться интерес. Мы говорили с ними о функции «запрет», но не изобразили ее и дальше можно предложить им нарисовать, как они понимают это слово «запрет» и обсудить на сказках, где есть запрет и так проводится работа с каждой функцией, и применение ее на сказках.
Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.
Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Подгруппы детей, с которыми проводились занятия, придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей.
Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.
В процессе предварительной работы было выявлено, что дети очень быстро и легко запомнили названия функций по картам, при прочтении и воспоминания сказок быстро делили сказки на функции, дети работали активно и эти занятия им нравились, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.