Надежда Михайлова
«Овощи. Огород». Конспект подгруппового логопедического занятия для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Подгруппового логопедического занятия для старшего дошкольного возраста
Тема: «Овощи. Огород».
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. (Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый). Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных в форме родительного падежа).)
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, пальчиковый бассейн, наполненный горохом; мелкие пластмассовые овощи, альбом «Все работы хороши», игра «В огороде у козы Лизы», тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Развитие тонкой моторики. Объявление темы занятия.)
Логопед встречает детей у входа в кабинет, организует приветствие, предлагает детям по очереди опустить руки в бассейн и достать то, что там спрятано. Дети достают пластмассовые овощи, проходят в кабинет, садятся за стол.
Логопед просит детей назвать предметы, которые они вытащили из бассейна (морковь, свекла, капуста, огурец и пр., как это можно назвать одним словом (овощи).
2. Рассматривание картины «Уборка овощей» (Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород». Развитие диалогической речи. Расширение представлений о важности труда взрослых.)
Логопед предлагает рассмотреть картину и ответить на следующие вопросы:
Как вы думаете, какое время года изобразил на ней художник? Обратите внимание на лес, траву, улетающих птиц. Расскажите о том, что делают люди. Начните со слов на картине нарисована.
Логопед привлекает внимание детей к людям, изображенным на картине.
Дети. Они управляют трактором, картофелекопалкой, грузовиками, выкапывают картошку, собирают ее в ящики, ставят ящики друг на друга, везут картошку на хранение.
3. Игра «В огороде у козы Лизы» (Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи».)
Логопед убирает картину и помещает на магнитную доску игровое поле.
Логопед. Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизе.
Логопед раскладывает на столе предметные картинки с изображениями овощей.
Логопед. Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.
Это круглый красный помидор. Это длинная оранжевая морковка. Это зеленая хрустящая капуста. И пр.
4. Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).]
Логопед выкладывает перед детьми четыре овоща. Просит назвать их и запомнить. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает один овощ. Затем просить детей посмотреть и сказать чего не стало.
5. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, чувства ритма. ]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Хозяйка однажды Приседают, «шагают» пальцами по
с базара пришла ковру.
Хозяйка с базара домой принесла Картошку, Загибают по одному пальцу на название на руках.
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками и
Кто лучше, вкусней хлопают е ладоши.
Загибают по одному пальцу на назва-
и нужней на земле ние на руках.
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
ножик взяла
И ножиком этим Загибают па одному пальцу на назва-
крошить начала ние на руках.
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, Капуста, Загибают по одному пальцу на название на руках.
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп
Ю. Тувим
6. Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики. Профилактики нарушений письменной речи. ]
Логопед предлагает детям сесть за стол. Раздает карандаши и листочки с заданием. Спрашивает у детей, что они видят на рисунке (овощи – помидор, огурец, морковь). После этого логопед предлагает послушать загадку:
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней. (помидора).
Детям предлагается раскрасить помидор соответствующий ему цвет. Другие овощи обвести по контуру карандашами, соответствующих цветов.
7. Игра «Что привез грузовик?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме винительного падежа). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Закрепление навыка цветоразличения. ]
Логопед предлагает закрыть буквари и убирает их. Затем помещает на магнитную доску плоскостное изображение грузовика, в кузове которого закреплены плоскостные изображения овощей.
Логопед предлагает посмотреть, что привез нам грузовик (овощи). Каждому ребенку предлагается взять по два овоща одного цвета и сказать, какие овощи он взял. (например, Я взял красный помидор и красный редис, Я взял зеленый укроп и зеленый огурец и т. д.).
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед убирает пособия и предлагает детям рассказать, нем они занимались, а затем оценивает деятельность каждого ребенка.