Татьяна Солоницына
Использование изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики руки детей раннего возраста
Использование изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики руки детей раннего возраста.
Солоницына Татьяна Ивановна
Воспитатель МБДОУ Детский сад № 34 «Теремок»
г. о. г Выкса
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы использования в современном образовании детей раннего возраста различных приёмов изобразительной деятельности для развития мелкой моторики руки. Актуальность темы обусловлена реализацией Федеральных государственных стандартов дошкольного образования направленного на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. В статье представлена педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки дошкольников раннего возраста, через использование изобразительной деятельности.
Публикация «Использование изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики руки детей раннего возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: ранний возраст, эстетическая деятельность,творчество, красота, нетрадиционные приёмы рисования, лепка, конструирование.
Е. А. Флёрина писала, что через детское творчество ярко проявляется взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания детей.
Творчество дошкольников, неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью, развитием мелкой моторики руки. Все это способствует расширению возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира.
Я использую на занятиях по изобразительной деятельности как традиционные, так и различные нетрадиционные материалы и средства изображения : ватные палочки, пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, пластмассовые трубки, поролон, листья деревьев, овощные штампы и печати. Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий процесс, вызывая дополнительный интерес к процессу рисования, развивая при этом мелкую моторику руки.
В соответствии с современными требованиями основные принципы дошкольного образования - это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; развития способностей, мелкой моторики руки и творческого потенциала каждого ребенка. Изобразительная деятельность, является одним из эффективным средств для этого.
Целью моей работы стало использование изобразительной деятельности для развития мелкой моторики руки детей раннего возраста.
Для реализации поставленной цели были созданы необходимые условия в группе - развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО.
Весь материал, находится в доступном для детей месте – «центре изобразительного детского творчества», поэтому дети могут брать материал по художественному творчеству, и мы вместе творим и развиваем пальчики.
Главный творец - малыш, а я вместе с ним!
Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Возникает желание рисовать ещё и ещё. Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использую игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение, ИКТ. Стараюсь живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображений. Стараюсь вовлечь их в ИГРУ. Создаю положительно-эмоциональный настрой. В основе моей работы лежит принцип систематичности, от «близкого к далекому», «от хорошо известному к малоизвестному», «используется принцип развивающего характера».
В изобразительной продуктивной деятельности использование нетрадиционных изобразительных технологий - это интеграция всех образовательных областей.
Деятельность основана на совершенствовании:
координационных движений рук,
выработке зрительного контроля,
использования в руке всевозможных инструментов
различной степени нажима,
укрепления ручной умелости ребенка
Развития мелкой моторики руки детей происходит в конструктивно-модельной деятельности. Конструирование проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.
Лепка является своеобразной азбукой представления о предмете. Лепка в гораздо большей степени, нежели рисование развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, что, в свою очередь, способствует более точной передаче формы. Благодаря этому дошкольники начинают усваивать способы изображения гораздо быстрее, что развивает самостоятельность и творческую инициативу
В данной деятельности используются следующие материалы : глина, масса для лепки, пластилин, специальные формочки, фигурные скалки, печатки, бросовый материал.
Родители, первые воспитатели своих детей. Мы тесно с ними сотрудничаем. В раздевальной комнате устраиваются выставки рисунков, в которых принимает участие каждый ребенок, а порой и вся семья.
Для родителей были проведены следующие мероприятия
Консультации
Беседы
Буклеты
Мастер-класс
Размещение в мессенджере Вайбер деятельности детей
Мною было продемонстрировано в Онлайн презентация по теме какие «Развиваем пальчики – рисуем вместе с мамой», «Какие игры способствуют развитию мелкой моторики руки» и т. д
Включение родителей в совместную деятельность :
Участие в педсовете «Развитие мелкой моторики руки через разные виды детской деятельности»
Привлечение родителей к участию в праздникам
Проведение конкурса лучшее игровое пособие по развитию мелкой моторики руки
Пополнение развиваюшей предметно-пространственной среды
Мною в конце года было проведено анкетирование родителей:
1. Считают развитие мелкой моторики руки через художественно-эстетическое развитие,важным условием для успешного развития ребенка - 90%
2. Обладают знаниями по данному вопросу-75 %
3. Удовлетворены работой ДОУ по формированию у детей мелкой моторики руки через изобразительную деятельность - 100 %
4. Имеют желание к совместной деятельности с детьми в ДОУ-90 %.
Анализируя данную информацию можно сделать вывод, родителям актуален данный вопрос и необходимо, вовлекать родителей в совместную деятельность.
Опыт моей работы с дошкольниками, по использованию различных приемов изобразительной деятельности, доказывает эффективность развития мелкой моторики руки.
В. А. Сухомлинский правильно сказал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говорят, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли», а я полностью разделяю его мнение.
Используемая литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста- М. Творческий центр, 2004.- С. 2-3
3. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М. Сфера, 2016.-С. 4-5
4. //Материалы научно-практической конференции, посвящённой 110-летию Е. А. Флёриной. -М. 2000.(Флерина Е. А. Эстетическое воспитание в советском детском саду. //Дошкольное воспитание. 1947. - № 10. - С. 20-21).
5. Янушко Е. А. «Рисование с детьми раннего возраста»,М. ,Владлс,2019