Елена Бездетко
Использование интерактивных технологий Мимио при формировании сенсорных представлений у дошкольников логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье раскрывается опыт использования интерактивных технологий Мимио в работе по формированию сенсорных представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями. Результатом данной работы является повышение качества образования в соответствии с ФГОС, а также заинтересованности детей и мотивации их к включению в образовательную деятельность.
Публикация «Использование интерактивных технологий Мимио при формировании сенсорных представлений у дошкольников логопедической группы» размещена в разделах
Ключевые слова. Дошкольное образование, логопедия, коррекционная педагогика, интерактивные технологии, совместная деятельность.
Сенсорные представления – основа для развития ребенка. Формирование сенсорных представлений начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается у каждого индивидуально.
С момента рождения ребенка окружают предметы, имеющие определенный цвет и форму, а также и размер. Некоторые из этих свойств меняются с течением времени или относительно других предметов, другие же остаются неизменными.
Среди воспитанников, посещающих логопедическую группу, оказываются дети, которые не в состоянии определить цвет, сгруппировать предметы по цвету, назвать цвет группы предметов. И такие проблемы возникают у детей не только с цветом, но и с формой и размером предметов. Начинается долгая и кропотливая работа по формированию представлений о цвете у детей с особыми образовательными потребностями.
Конечно, в классическом исполнении, а именно, на бумаге, картоне и других материалах, в группе достаточно игр, использование которых направленно на решение задач формирования сенсорных представлений.
Но современные дети, даже те из них, которые имеют особые образовательные потребности, воспринимают мир ярче, если на занятиях педагоги используют технические средства обучения и интерактивные технологии, позволяющие представить детям материал в другой плоскости. «Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность» [1, с. 7]. Следовательно, для решения задач сенсорного развития детей с особыми образовательными потребностями, педагоги должны проявить все свое творчество и мастерство, используя весь арсенал доступных средств и подручных материалов в комплексе. Наравне с настольно - печатными и дидактическими играми современные педагоги все чаще обращаются к помощи компьютерных технологий. В современном мире интерактивные технологии Мимио стали нам надежным союзником в непростом деле образования дошкольников.
Проект создан с использованием интерактивных технологий Мимио и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Направлен проект на решение задач формирования и развития представлений о цвете и величине.
Пояснения к заданиям разделены на группы, отличающиеся по сложности. В некоторых играх отдельные детали скрыты от детей. Это дает возможность педагогу самому определять, с каким количеством материала в данный момент будет работать ребенок, чтобы он мог выполнять игровые действия с доступным ему количеством материала.
На каждом листе данного проекта есть красочная радуга, потянув за которую, мы видим задание для ребенка. Разноцветные гномы «живут» на каждом листе проекта, они либо видны, либо спрятаны с левой стороны листа. Какое количество разноцветных гномов используется в каждой игре зависит от уровня подготовленности ребенка. Берет ли педагог для игры один цвет или ребенок уже может оперировать несколькими цветами. Каждый малыш осваивает данные игры со своей скоростью. А интерактивные технологии Мимио позволяют убирать не нужный на данном занятии материал за пределы экрана.
Начинаем работу с простого и понятного.
Упражнение «Дай гному шарик». Воздушные шарики очень нравятся детям. Они с удовольствием раздают их гномам. Задания педагога могут быть совсем простыми: «Дай гному в зеленой одежде зеленый шарик», а могут состоять из двух частей: «Дай маленькому желтому гному синий шарик, а большому желтому гному – зеленый». Дети учатся зрительно соотносить величину и цвет.
Далее приступаем к сортировке по цвету. Мария Монтессори особое внимание уделяла сортировке предметов, в частности, сортировке по цвету.
Забавные разноцветные гномики привносят в игру положительные эмоции. Детям всегда нравится делать что - то для персонажа.
Игра «Разложи вещи по сундучкам» - один из примеров сортировки по цвету. В ней можно выбрать один сундучок и одного гнома, соответственно можно выбирать вещи только одного определенного цвета. А можно, если ребенок к этому готов, раскладывать вещи сразу в четыре сундучка.
На этом этапе работы сразу подключаем речь ребенка. Каково бы ни было его звукопроизношение, просим его рассказывать о том, что он сделал («Красное ведро в красный сундучок», «Я положил желтую пирамиду в желтый сундучок»).
Игровое упражнение «Подбери чашку к блюдцу» развивает у детей умение зрительно соотносить цвет, проверяя себя путем прикладывания. Затем можно попросить ребенка рассадить гномов за стол, ориентируясь на цвет посуды. Усложнение здесь происходит за счет увеличения количества блюдец на столе (другие цвета и оттенки).
Следующие игры не только помогают упражнять детей в сортировке предметов по цвету, но и закреплять у детей представления по лексическим темам: «Разложи вещи» (одежда, «Разноцветные подарки» (посуда, «Разноцветный транспорт» (транспорт).
«Почини полотенца» и «Подбери заплатку» - игры, направленные на развитие умения зрительно соотносить цвет, а также на развитие целенаправленности действий.
Лабиринтов в проекте два: «Котята» и «Бабочки». Лабиринты в проекте используем как минутку отдыха, детям очень нравится продвигаться по ним, используя цветной карандаш или маркер. Один ребенок работает у доски, остальные пристально наблюдают за его действиями, советуют, при необходимости, к доске выходит еще один ребенок. Это увлекательное задание для ребят. В ходе работы детям, сидящим за столами, раздаем лабиринты, распечатанные на бумаге для индивидуальной деятельности.
В игре «Собери бусы». Ребенок отрабатывает целенаправленность действий, особенно, если выполняет задание на чередование больших и маленьких бусин.
Игры «Расставь цветы в вазы», «Зонтики и тучки», «Посади бабочку на цветок», «Разноцветные заборы» и «Разложи овощи и фрукты по корзинкам» помогают упражнять детей в зрительном соотнесении цвета и умении согласовывать прилагательные с существительными, а также в употреблении предлогов в речи.
Упражнение «Разноцветный поезд» способствует формированию пространственных представлений у детей. Выполняя задание, ребенок располагает вагончики соответственно словесной инструкции педагога (перед, за, между вагонами определенного цвета). Происходит закрепление пространственных представлений.
Игровое упражнение «Веселые матрешки» способствует развитию у детей умения выполнять задание по словесной инструкции: «Подари зеленый цветок матрешке в красном платке (сарафане)».
Добавляем задания на согласование числительных с существительными, не забывая упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными – игра «Укрась елку». Даем детям задания: «Повесь на елку два шарика. Сколько шариков ты повесил?», «Повесь все красные шары. Сколько шаров на елке».
При помощи игры «Подбери карандаши к картинке» развиваем у детей умение видеть, карандашами какого цвета нарисована картинка. А еще то, какого цвета на картинке больше и, соответственно, карандаш какого цвета больше по размеру. Ребенок подбирает к рисунку предмета группу из трех карандашей, проговаривая, какими карандашами нарисован данный предмет. Здесь отрабатывается употребление детьми в речи существительных множественного числа в Творительном падеже («Мячик нарисован синим, желтым и красным карандашами»).
В игре «Цветное домино» мы не только учим детей зрительно соотносить цвета и оттенки, но также упражняем их в употреблении в речи предложно - падежных конструкций («Я положил синюю бабочку к синему цветку»).
Игра «Пройди по дорожке» способствует закреплению у детей навыков согласования прилагательных с существительными, развитию зрительного внимания, памяти. В данной игре надо бросить кубик, отсчитать нераскрашенные картинки в соответствии с выпавшей на кубике цифрой, подумать и сказать, какого, из четырех предложенных цветов, может быть предмет («красный зонт, желтое солнце и т. п.»). Затем подвинуть к нему цветной карандаш.
В ходе любой игры или игрового упражнения данного проекта решаются разнообразные задачи, направленные на всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей в режиме инклюзивного образования. Хотя многие игры при усложнении заданий можно использовать для работы со всеми детьми группы.
Все игры можно использовать по усмотрению педагога, использующего проект и, с учетом особенностей детей группы, с которыми данный педагог работает. Во время занятий интерактивная доска позволяет педагогу добиваться того, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые необходимы для восприятия содержания занятия. Учитывая то, что внимание детей непроизвольное и неустойчивое, это немаловажно для обеспечения концентрации внимания воспитанников.
Педагогам следует четко представлять себе, что полагаться только на возможности современной техники не стоит. В непростом деле образования дошкольников с особыми образовательными потребностями всегда надо искать «золотую середину», то есть, не перенасыщать педагогический процесс интерактивными играми, а находить тот момент взаимодополнения всех видов игр, который даст наилучший результат в развитии детей.