Лариса Томашевич
Опыт работы «Использование интерактивных методов обучения в системе среднего профессионального образования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование интерактивных методов обучения в системе среднего профессионального образования»
Лариса Григорьевна Томашевич,
Преподаватель
ГБПОУ ДЗМ Медицинского колледжа №5
Преподаватель медицинского колледжа и куратор группы: предлагаю свой опыт работы со студентами сестринского отделения.
Публикация «Опыт работы „Использование интерактивных методов обучения в системе среднего профессионального образования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
Одно из требований подготовки специалиста среднего звена на основе ФГОС является использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Целью занятий является формирование и развитие профессиональных навыков у студентов. Использование интерактивных форм обучения дает возможность студентам легче вникнуть, понять и запомнить материал, изученный активным методом, при этом данный метод включает студента в изучаемый материал, созданную ситуацию и побуждают его к активным действиям. Интерактивные методы основаны на совместной деятельности всех участников учебного процесса, при этом преподаватель становится просто одним из источников необходимой информации. Он разрабатывает план занятия, организовывает и направляет деятельность студентов.
Выбор нетрадиционных методов обучения зависит от темы занятия, формы занятия, усвоенных ранее компетенций. Мною использованы в условиях колледжа игровые формы, кейс-метод, дебаты, метод проектов, мастер-класс.
При подготовке к аттестации преподавательского состава одним из важнейших показателей является трансляция опыта работы, использование новых, в том числе, интерактивных методов работы. В своей статье я хочу предложить используемые мной методы для коллег - преподавателей медицинских колледжей, а при определенной доработке и для преподавателей высших учебных заведений.
Метод проектов изучен мной при написании выпускной квалификационной работы в педагогическом высшем учебном заведении в 2013г., в том же году я применила его вместе с группой нового набора, куратором которой стала. Основывается данный метод на развитии познавательных навыков, умений самостоятельно получать информацию, ориентироваться в выборе источников; способствует развитию критического и творческого мышления. Интерактивное обучение в полной мере реализует воспитательную функцию образования. Нами были поставлены цели и задачи, в процессе выполнения которых были учтены возможности, наличие знаний в различных областях, желания участвовать в определенных этапах проекта, обладание творческими возможностями. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, а результатом должно было стать мероприятие в рамках колледжа.
Свой проект мы назвали "Моя семья". В основу проекта были взяты значимые семейные события или члены семьи, которыми гордятся студенты. Первый этап включал в себя выбор тем, обсуждение оформления каждой работы, способы представления на заключительном этапе лучших работ. Начали мы его в сентябре 2013 года с адаптационного мероприятия "Знакомство", на котором студенты кратко рассказали о себе, своей семье, своих интересах, своей малой родине. Выводом этого мероприятия было: "Мы будем тоже семьей!"
В октябре 2013 года вся группа готовилась ко Дню матери, писали сочинения о своих мамах, а на мероприятии колледжа были зачитаны лучшие сочинения в присутствии преподавателей, студентов-первокурсников и приглашенных мам. Вывод: "Мы любим, Вас, мамочки!"
В декабре 2013 года группа приняла участие в интернет - проекте "Моя семья" на сайте "Педагогическая планета", где заняли первое и два вторых места в различных номинациях. Студенты с помощью не только куратора, но и с участием родителей подготовили сообщения, доклады и презентации о своих близких. Победитель написал маленький рассказ о том, как все его родственники искали много лет могилу погибшего в боях под Москвой деда. Могилу нашли и заканчивался рассказ фотографией огромной семьи на могиле деда и словами Павла: "А вот это моя семья!".
В феврале 2014 года Департамент здравоохранения Москвы проводил конкурс "Династия", в котором приняла участия наша студентка, где представила своих родственников - медицинских работников 4 поколений. Закончился наш проект в апреле открытым классным часом. Студенты, опираясь на знания, полученные в течение учебного года, подготовили презентации: "Семья и государство", "Семья и религия" и, конечно же, выступили лучшие участники проекта.
Выпуск в 2017 году группы в полном составе - это одна из составляющих проекта, начатого в 2013 году. Вывод: можно считать, что проект "Моя семья" длился все 4 года.
На практических занятиях мной используется такой интерактивный способ контроля усвоения знаний, как разминка. Для разминки важен быстрый темп работы, она помогает оживиться, подготовиться к следующему этапу занятия. Разминка способствует развитию коммуникативных навыков, предполагает логическую цепочку из полученных знаний, способствует развитию логического мышления. Очень важно, что при таком способе контроля знаний студенты раскрепощаются, снимают психологическую и физическую нагрузку.
Предлагаю вариант контроля знаний с применением интерактивных методов обучения вместо традиционного фронтального опроса. Тема занятия: "Инфекционный процесс". Сообщаю студентам, что в медицинском колледже в группе заболели несколько человек. Диагноз не ясен. Уточняем, что такое инфекционный процесс и по цепочке разбираем его. Каждый студент дает характеристику своему участнику инфекционного процесса. Таким образом, мы выявляем возбудителя (предлагаю это сделать им самим, даем ему характеристику с учетом свойств микроорганизмов. Во время разбора способов передачи инфекции повторяются все способы, также выясняем, кто же заболел и почему (курил, не занимался физкультурой, одевался не по сезону и т. д.). Продолжение инфекционного процесса зависит от воздействия на возбудителя различными способами (мы тут же повторяем санитарно-эпидемиологический режим). Если разминка проходит быстро, можно давать новые вводные (другой возбудитель, другой способ передачи и т д).
Деловая игра. Достоинством деловых игр является то, что они соединяют теорию и практику, способствуя выработке профессионального опыта, профессиональных компетенций. Контроль знаний по теме "Утилизация медицинских отходов" студенты "становятся" старшими сестрами отделений и каждый из них опираясь на знания, полученные традиционным методом, распределяют отходы по классам, собирают и хранят их, обеззараживают и решают, каким методом будут утилизировать. Всегда дружно радуются, если кто-то пытается собрать у себя в отделении отходы класса "В" и утилизировать их на полигоне ТБО. Также в деловой игре мы учим тему "Уборки помещения". "Старшие сестры" отделений составляют графики уборок в различных отделениях и помещениях, дают характеристику каждому виду уборки и обучают этому новых сестер отделения.
Тему "Документация приемного отделения" мы усваиваем с использованием ИКТ и вспомогательных средств передвижения. Выглядит это следующим образом : в импровизированное приемное отделение привозят на каталке или в кресле-каталке пациента с направлением врача поликлиники. Группа заполняет документацию приемного отделения, по очереди на экране, остальные - у себя в планшете. При этом осматривают кожу и слизистые пациента, проводят оценку функционального состояния, осуществляют осмотр на педикулез, проводят санитарную обработку, переодевают и транспортируют в отделение способом, назначенным врачом.
В течение всего обучения мы используем кейс-метод. Этот метод дает возможность студентам творчески подойти к решению ситуационной, приближенной к действительности, задачи, появляется возможность активного использования междисциплинарных связей. Студенты вникают в ситуацию, анализируют ее и принимают решения. Часто во время решения такой задачи используется еще один интерактивный метод - мозговой штурм. Этот метод активизирует творческую активность, усиливает мыслительные способности для решения ситуационной задачи.
Используя в течение 4 лет перечисленные интерактивные методы обучения наравне с традиционными, мной сделаны выводы, что студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали методом активного участия в учебном процессе. У них повысился интерес к предмету, развилось критическое мышление, повысилась мотивация для дальнейшей эффективной работы.
Следует отметить, что занятия в интерактивной форме требуют от студентов и преподавателя выполнения определенных этических норм, в том числе:
- студент должен способствовать поиску истины, быть терпимым к точкам зрения других, воздерживаться от личных нападок на оппонентов, спорить в дружеской манере, относиться к другим с уважением.
- преподаватель должен способствовать максимальному личному вкладу в обмен мнениями студентов, не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы, проявлять коммуникативные умения, подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели занятия, уметь правильно проанализировать и оценить проведенное занятие.