Ангелина Белоусова
Использование интерактивных методов на родительских собраниях в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
При применении интерактивных методов на родительском собрании требуется некоторая подготовка и учет определенных условий:
1. Обеспечение безопасности участников. Психолог или педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей : «Очень важно, что вы об этом сказали». Некоторые родители при участии в играх или дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая маскируется смехом или оппозиционными реакциями. Психологу (педагогу) лучше не заострять на этом внимания, а проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им благодарность за участие.
Публикация «Использование интерактивных методов на родительских собраниях в начальной школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1-4 классы
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Заинтересованность родителей. Необходимо объяснить родителям, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации дошкольной жизни, применить полученные знания и тому подобное.
3. Организованность пространства. Рекомендуется изменить расстановку стульев и столов (например, поставить их буквой «П» или полукругом) или выбрать другое помещение.
4. Предупреждение родителей о предстоящем мероприятии заранее. Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые методы и формы взаимодействия, можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).
5. Выбор оптимального времени на родительском собрании для применения активных методов взаимодействия. Время это обычно ограничивается 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.
На родительском собрании нами применяются различные интерактивные методы : работа в мини-группах, индивидуально, дискуссии, анкетирование, диагностика, видеозаписи деятельности детей и фрагментов непосредственно-образовательной деятельности, беседы-консультации по поводу конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашенных специалистов, анализ поведения детей и взрослых и многое другое. Особое место на родительском собрании мы отводим интерактивным играм.
Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной целью.
Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.
Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и тому подобное.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.
Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
Планируя и разрабатывая родительское собрание важно задавать себе вопросы: «Какие игры могут быть использованы? Почему я выбираю именно эту интерактивную игру?» Подбор игр зависит:
- от целей, которые ставим перед собой на конкретном родительском собрании;
- от количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие — работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других;
- от времени, необходимого для проведения и последующей оценки интерактивной игры;
- от средств общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения — рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п. Данный момент важен потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, ведущий собрания должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись.
Родительское собрание (гаджеты)
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на родительском собрании! Наше собрание пройдет в необычной форме – в форме мастер-класса! Мастер-класс – это оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области.
Уважаемые родители, сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении школьников. Суть этой проблемы выявим на основе просмотра видеоролика.
Я предлагаю вам подумать, какова же проблема? Что будет вопросом нашего сегодняшнего общения? (Чрезмерное пользование гаджетами в учебное время)
Ваши предположения верны. Наша встреча будет посвящена данной проблеме.
Как вы считаете, актуальна ли данная проблема в воспитании школьника? Почему?
Уважаемые родители, я очень рада, что вы работает активно.
Учитывая все ваши предположения, можно сказать, что данная проблема актуальна как никогда. Она касается не только школьников, но и взрослых. Ведь часто можно встретить взрослых, которые не могут жить без телефона, т. е. зависимых людей. В толковом словаре И. С. Ожегова зависть определяется как подчиненность чужой власти при отсутствии самостоятельности, самоконтроля. Люди поддаются влиянию смартфонов на их жизнь. Все их действия связаны именно с этим гаджетом. И все мы знаем, что дети берут пример с взрослых.
Исходя из проблемы, вы уже сами можете определить тему нашего родительского собрания :
Родители называют тему родительского собрания :
«Ребенок и гаджеты»
Выскажите свои предположения о цели нашего родительского собрания. (Родители высказывают свои предположения)
Ваши предположения верны, цель нашего собрания : выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы чрезмерного пользования гаджетов в учебное время.
Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу, используя новую для Вас интерактивную методику «ИДЕАЛ».
Выбор этой методики связан с тем, что она имеет следующие достоинства:
позволяет подробно проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их, сделать перенос в другие ситуации и что очень важно для каждого учителя – выявить направления для дальнейшей работы по самообразованию.
Уточним значение этого слова, используя его разъяснение в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:
Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Наилучший вид, элитный образец чего-либо.
Итак, каждая буква названия нашей совместной работы – это шаги, которые мы будем делать, чтобы повысить эффективность выхода из подобных ситуаций
Интересно, в чем причина?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы, исходя из причин!
Есть ли какие-либо адекватные решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это можно осуществить на практике?
Данная методика поможет нам зафиксировать результаты в виде «Дерева решений».
Отметим преимущества это вида методической продукции.
Дерево решений позволяет более точно представить структуру материала, показать существенные отношения между его составными частями, установить смысловое единство.
Обратите внимание на доску. В центре уже обозначена ключевая тема (ствол дерева) : это проблема, которая возникла. От проблемы идут ветви – здесь мы обозначим причины. От причин также идут листья – это решения данной проблемы. (На флипчарте)
Посмотрите, на доске различные причины.
Как вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы?
Проявление родителями недостаточной заинтересованности в целесообразности пользования гаджетами учащихся
Избалованность ребенка
Подражание сверстникам в использовании гаджетов
Отсутствие поощрения
Подражание родителям в использовании гаджетов
Недостаточная сформированность физических качеств ребенка
Низкая мотивация и незаинтересованность данным предметом
Недостаточная сформированность самоконтроля в учебной деятельности
Из предложенных причин родители выбирают те, которые относятся к нашей проблеме.
Выберите из предложенных причин ту, которая, как вы считаете, наиболее всего подходит.
Каков следующий наш шаг? (найти способы решения проблемы)
Я предлагаю Вам проанализировать данную проблему на основе выбранной вами причины и выделить варианты ее решения (родители анализируют проблему и выделяют варианты решения).
Итак, Интересно узнать о результатах вашей работы.
Дойдем до сути этой проблемы.
Предлагаю нашим родителям представить выявленные варианты решения данной проблемы, исходя из выбранной вами причины (представление). Родители дополняют «дерево решений» причинами и вариантами решений.
Есть ли какие-либо дополнения к представленным вариантам решений данной проблемы?
А теперь сделаем выбор! Как Вы считаете, какие способы решения нам могут помочь в решении подобных проблем, связанных с чрезмерным использованием гаджетов в учебное время?
Любопытно, как мы можем использовать эти способы для решения подобных проблем?
Какую цель мы ставили в нашем интерактивном общении?
Достигли ли мы ее?
Проанализируйте свои действия в ходе родительского собрания, ответив на следующие вопросы:
o Что произвело на вас наибольшее впечатление?
o Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе интерактива?
o Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
Прошу вас, с помощью системы голосования оценить проделанную нами работу. Перед вами лестница успеха, поставьте себя на ту ступень, на которую посчитаете нужным.
-В завершении нашего родительского собрания я бы хотела посоветовать вам данную литературу, которая поможет вам более глубже понять вопросы воспитания младшего школьника.
1. Караковский В. А., Новиков Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.
2. Ахмадуллин Шамиль Тагирович, Шарафиева Диана Наилевна Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться, 2016.
Родительское собрание (Недостаточный уровень сформированности самоорганизации)
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на родительском собрании! Наше собрание пройдет в необычной форме – в форме мастер-класса! Мастер-класс – это оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области.
Уважаемые родители! Сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении младших школьников. Суть этой проблемы выявим на основе следующей ситуации. Послушайте и постарайтесь выявить проблему.
На уроке чтения ученик 1 класса лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался»
Какую проблему вы выявили? (Недостаточный уровень сформированности самоорганизации у ученика 1 класса).
Я согласна с таким вариантом формулировки данной проблемы.
Сегодня наша совместная работа поможет выявить оптимальные варианты ее решения.
Результатом интерактивного общения будет создание «дерева решений».
Как вы считаете, актуальна ли данная проблема? (Да)
Почему? (Потому что в наше время у учащихся еще не достаточно сформировался уровень самоорганизации).
Я благодарю Вас за активность при выявлении проблемы.
Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной. Она касается всех возрастов младшего школьника.
Для начала нам необходимо определить, а что же такое самоорганизация. И почему её важно формировать и воспитывать у младшего школьника.
Самоорганизация – это деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя, которая проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.
-Скажите, а почему же так важно формировать самоорганизацию в ребёнке?
Как вы думаете, что будет являться основой для формирования навыков самоорганизации?
Верно, четкий распорядок дня является отличной основой для формирования хороших навыков самоорганизации. Я подготовила для вас памятки по составлению распорядка дня школьника. Они лежат у каждого из вас на парте, с ними вы можете ознакомиться после собрания и задать необходимые вопросы.
Исходя из проблемы, вы уже сами можете определить тему нашего родительского собрания :
Родители называют тему родительского собрания :
«Самоорганизация учащихся 1 класса»
Выскажите свои предположения о цели нашего родительского собрания. Родители называют цель.
Я согласна с такими вариантами формулировок.
Цель: выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы недостаточно сформированного уровня самоорганизации у учащихся 1 класса.
Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу, используя новую для Вас интерактивную методику «ИДЕАЛ».
Выбор этой методики связан с тем, что она имеет следующие достоинства (или преимущества) : позволяет подробно проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их, сделать перенос в другие ситуации и что очень важно для каждого учителя – выявить направления для дальнейшей работы по самообразованию
Уточним значение этого слова, используя его разъяснение в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:
Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Наилучший вид, элитный образец чего-либо.
– Итак, каждая буква названия нашей совместной работы – это шаги, которые мы будем делать, чтобы повысить эффективность выхода из подобных ситуаций
Интересно, в чем причина?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы, исходя из причин!
Есть ли какие-либо адекватные решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это можно осуществить на практике?
Данная методика поможет нам зафиксировать результаты в виде «Дерева решений».
Отметим преимущества это вида методической продукции.
Дерево решений позволяет более точно представить структуру материала, показать существенные отношения между его составными частями, установить смысловое единство.
Обратите внимание на доску. В центре уже обозначена ключевая тема (ствол дерева) : это проблема, которая возникла. От проблемы идут ветви – здесь мы обозначим причины. От причин также идут листья – это решения данной проблемы (показ на флипчарте)
Посмотрите, я вынесла на доску различные причины.
Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы?
(выбор верных первопричин, их перенесение на ветви дерева)
Возможные причины:
• недостаточный опыт самоорганизации,
• недостаточный контроль со стороны родителей,
• избалованность ребенка,
• учащиеся таким образом привлекают к себе внимание учителя и одноклассников,
• незнание правил поведения на переменах,
• недостаточная сформированность умения соблюдать правила поведения на уроке
• несформированность нравственных качеств.
• недостаточный самоконтроль своих действий на уроке, слабая волевая регуляция
Родители из предложенных на слайде причин выбирают те, которые относятся к данной проблеме!
Выберите из предложенных причин ту, которая, как вы считаете, наиболее всего подходит.
Каков следующий наш шаг? (найти способы решения проблемы с учетом возможных причин ее возникновения)
Я предлагаю Вам проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты ее решения (родители анализируют проблему и выделяют варианты решения).
Итак, Интересно узнать о результатах вашей работы в микрогруппах.
Дойдем до сути этой проблемы.
Предлагаю нашим родителям представить выявленные варианты решения данной проблемы, исходя из выбранной вами причины (представление).
Есть ли какие-либо дополнения к представленным вариантам решений данной проблемы?
А теперь сделаем выбор! Как Вы считаете, какие способы решения нам могут помочь в решении подобных проблем, связанных с недостаточным уровнем сформированности самоорганизации у ученика 1 класса?
Любопытно, как мы можем использовать эти способы для решения подобных проблем?
Из представленных способов решения данной проблемы я буду использовать следующие :
• (проведение в классе игр, которые способствуют повышению уровня самоорганизации;
• проведение классных часов на тему «Распорядок дня»; «Организация времени»;
• проведение родительских собраний на тему «Самоорганизация и ее составляющие»;
• привлечение различных специалистов (педагог-психолог) и других для работы с учащимися, у которых выявлен недостаточный уровень сформированности самоорганизации;
• индивидуальные беседы с учащимися.)
Родители называют выбранные ими способы, которые они писали на листах, выходят к доске и приклеивают их к «дереву решений».
Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное освоение методики «Идеал», дерево решений полностью составлено и поможет нам более эффективно работать по предотвращению подобных проблем.
Давайте возвратимся к первой части родительского собрания.
Какую цель вы поставили в нашем интерактивном общении?
Достигли ли мы её?
Проанализируйте нашу деятельность на родительском собрании и составьте для участников интерактива совет, пользуясь приемом «Анонимный совет». Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам.
В конце нашего родительского собрания я бы хотела посоветовать Вам литературу по обсуждаемой сегодня проблеме.
1) Правила успеваемости и режим дня школьника Автор : Крутецкая Валентина Альбертовна Издательство: Литера, 2013 г.
2) Большие заботы маленького школьника Автор : Л. Евдокимова
3) Модестова Т. В. 100 советов и подсказок школьнику СПб. : Литера, 2014. г. — 100 с.
– Благодарю вас за активную работу