Ольга Ефимова
Использование интерактивных игр в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО,
НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА,
ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ”
Г. ГЕГЕЛЬ
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.
Публикация «Использование интерактивных игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Новые современные возможности направляют педагогов на решение образовательных задач разными путями, один из которых – применение интерактивного оборудования и интерактивных игр. Английское слово «интерактивный» обозначает возможность беседовать, взаимодействовать с кем-либо.
Интерактивное обучение дошкольников - это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, а данный вид обучения способствует развитию диалоговой речи.
Интерактивные развивающие игры являются принципиально новой сферой образования, позволяющей перейти от объяснительно-иллюстративного к деятельностному способу обучения.
Интерактивная игра — это активная обучающая игра, главной целью детской интерактивной игры остается развитие навыка успешного и продуктивного общения со сверстниками.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.
Таким образом, задача педагогов в данной области в том, чтобы сформировать у детей мотивацию к осмыслению и овладению навыками правильной, полной речью.
С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему. Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях, в том числе и в речевом развитии. Многофункциональность интерактивных игр. заключается так же в том, что её можно использовать не только на занятии, а также в свободное от занятий время. Проигрывать игру можно как индивидуально, так и со всей группой.
Основные направления работы по речевому развитию дошкольников в ходе организации интерактивных игр
1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствие с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение, отработка лексических тем).
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятие звуков родной речи и их произношение, развитие интонационной выразительности речи.
3. Формирование грамматического строя:
• Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)
• Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
• Словообразование
4. Развитие связной речи.
• Диалогическая (разговорная) речь
• Монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование фонематического восприятия: дифференциация фонем и установление звуковой структуры речи.
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Среди интерактивных дидактических можно выделить: игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем 77 лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.
Интерактивные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Обогащению предметно – пространственной среды домашнего уголка ребенка, группы детского сада или детского сада в целом, а также повышению компетенции педагогов в области использования интерактивных игр способствуют современные информационно - компьютерные технологии.
Например, Н. А. Рыжова так описывает эти возможности:
1. Использование готовых комплексов развивающих и обучающих компьютерных интерактивных игр.
2. Создание обучающих компьютерных презентаций для родителей, воспитанников и педагогов.
Современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видеосреду. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников.
Обучение с помощью интерактивных компьютерных технологий обладает массой преимуществ:
- информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;
- ребенок не замыкается в себе - напротив, поощряется его участие в диалогах с педагогом и сверстниками;
- движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание малышей;
- компьютер позволяет смоделировать различные ситуации, недоступные в повседневной жизни (полет ракеты, исторические события, необычные и неожиданные эффекты).
Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка, повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию. Сенсорные столы, доски и рамки, интерактивная песочница, электронный конструктор, мобильный планетарий стали появляться в детских садах относительно недавно, однако они уже успели зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Возможность «потрогать» изображение и лично поучаствовать в его создании еще больше стимулирует мышление ребенка и пробуждает его интерес к изучению окружающего мира и формирует жизненный опыт. Благодаря сенсорным технологиям на смену скучному принудительному образованию приходит современное интерактивное пространство, открывающее массу возможностей перед педагогами и детьми.
Использование интерактивных игр с использованием информационно -коммуникационных технологий позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
Использование данных игр поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом, дошкольники получают эмоциональный и познавательный заряд.
В процессе работы на их основе у детей :
• формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Условия работы с компьютером:
занятия с применением компьютера необходимо проводить фрагментарно, с обязательным соблюдением СанПиНа (для сбережения здоровья воспитанника) :
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста воспитанника, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд воспитанника с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
- включение игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ребёнок видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.
Таким образом, систематическое и целенаправленное внедрение не только в образовательный, но и в коррекционно – развивающий процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.
Повышению качества образовательного процесса, выводя его на новый уровень способствует использование интерактивного образовательного портала «МЕРСИБО».
Я считаю, что использование интерактивных методов будет яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и станет залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогами.