Получи документы

Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ

Менькова Анна
Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Все чаще на помощь педагогу приходят современные технологии, которые расширяют возможности традиционной системы образования. При этом в деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) все большую популярность обретают цифровые технологии.

Цифровые образовательные технологии – это инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность [ Ваганова: 2020].

Публикация «Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Использование технических средств в образовательном процессе ДОУ на сегодняшний день достаточно широко распространено. Их эффективность при грамотном использовании не вызывает сомнений. Однако при этом образовательные возможности технических средств обучения растут по мере развития цифровых технологий. Одним из наиболее эффективных технических средств в практической деятельности воспитателя детского сада является интерактивная доска.

Изучая роль разных инструментов интерактивной доски и возможности их использования в развитии и обучении детей дошкольного возраста, исследователи выделяют следующие направления:

интерактивная доска и грамотность;

интерактивная доска и математическое мышление;

интерактивная доска и наука;

• креативность, способность к решению проблем и игровые модели;

• визуальная грамотность и изобразительное искусство;

медиаобразование;

• музыкальное образование [Котова : 2020].

В нашем ДОУ установлена интерактивная доска. Интерактивная доска в работе с воспитанниками детского сада используется как универсальный инструмент. Она объединяет огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио- и видеоаппаратуры. Теперь для прослушивания необходимой на занятии музыки, например, колыбельной песни, ритмической разминки или аудиосопровождения для постановки кукольного театра, нам не нужен ни магнитофон, ни ноутбук со звуковыми колонками. Упрощается демонстрация визуального ряда. Подборка картинок к читаемой сказке, картины природы разных времен года, картинки-ответы на загадки и другие предметные картинки, мультфильмы, видео к проведению веселой зарядки – все это достаточно лишь найти в цифровом формате. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявляемого познавательного материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего ее запоминания, что позволяет повысить мотивацию воспитанников к овладению новыми знаниями, повышает эффективность усвоения материала.

Непосредственно образовательную и развивающую деятельность с использованием интерактивной доски я провожу три-четыре раза в неделю, при этом применяю как готовые электронные образовательные ресурсы, так и собственные разработки в Power Point и онлайн-сервисах для создания интерактивных игр и упражнений. Также использую программное обеспечение интерактивной доски. Данные программы обладают простым и понятным интерфейсом, доступны в использовании. Непосредственная образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания. Это позволяет достичь наибольшего эффекта, а также формирует у детей дополнительную мотивацию – им очень нравится процесс самостоятельной работы у доски.

Установка специальных программ позволяет предлагать интересные дидактические игры и упражнения детям различных возрастных групп. При работе с детьми второй младшей группы я использую программу, позволяющую работать с геометрическими фигурами. Программное обеспечение для интерактивной доски включает фигуры, которые могут помочь дошкольникам сконцентрироваться на определенной области экрана. Использование инструмента «прожектор», позволяет выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять. Детям очень нравится «передвигать» пальцем предметы, «строить» фигуры и схематичные рисунки из фигур.

Удобны для использования в работе готовые игры с дисков серии «Несерьезные уроки» (разработки компании «Новый диск»). Эти материалы адаптированы для детей дошкольного возраста, содержат множество заданий, тематически разнообразны, легко встраиваются в разработки уроков.

Среди современных дидактических находок в видеоформате в моей практической деятельности – карточки Домана. В свободном доступе размещены очень качественные материалы, которые можно использовать, например, при изучении животных, растений, транспорта, погоды, инструментов. Интереснее всего видеоматериалы, в которых предусмотрены не только картинки и проговаривание названий, но и представлены видеофрагменты, например, птицы в природе, специальный транспорт в процессе работы и т. д.

Мультимедийные презентации в Power Point чаще всего разрабатываю самостоятельно. Современные версии программы позволяют использовать разнообразные анимации, визуальные эффекты, переходы по гиперссылкам и т. д. С большим интересом дети второй младшей группы реагируют на презентации, в которых встречаются анимированные персонажи из любимых мультфильмов, особенно, если они разговаривают. Озвучивание персонажей доступно в Power Point, можно добавлять аудио реплик из мультфильмов или озвучивать героя собственным голосом. Подобные презентации уместно использовать при знакомстве, например, с такими темами, как «Страна волшебная – здоровье», «Беседа о бытовой технике», «Как транспорт людям помогает», «Для чего нужны инструменты» и т. д. Большой популярностью у детей в образовательном процессе пользуются интерактивные развивающие игры. Ребятам всегда будет интересно, когда представлено наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки. При создании интерактивных игр в Power Point незаменимы триггеры. Триггер – средство анимации, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу [ Масылюк: 2018].

Ещё одна из возможностей Power Point – создание виртуальных путешествий. Например, мы с воспитанниками совершали «Путешествие в прошлое посуды», оно получилось очень эмоциональным и познавательным.

Наряду с применением специализированных программ для интерактивных досок и возможностей программного обеспечения для подготовки и просмотра презентаций Microsoft Power Point в своей практической деятельности я использую онлайн-сервисы для создания интерактивных игр и упражнений, например, сервис LearningApps. Сервис LearningApps – это конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса. Сервис бесплатный. Для создания собственных игр необходимо зарегистрироваться на платформе. Использовать готовые игры можно без регистрации. Достаточно сохранить ссылку или QR-код конкретной игры или упражнения.

Прежде чем создать собственное приложение, рекомендую поискать уже готовые, так как среди множества опубликованных пользователями приложений можно найти очень качественные, которые подойдут для решения конкретных образовательных задач. Использование готовых заданий экономит время. Сервис предлагает большой выбор готовых шаблонов, заполнить которые, можно не только текстовой информацией, но и графической, звуковой, видеоинформацией. Можно выбрать понравившееся упражнение и, воспользовавшись функцией «Создать подобное приложение», открыть его и ввести свои данные (вопросы, ответы, изображения и т. д.). Сервис позволяет конструировать самые различные игры и упражнения, например: найди пару, классификация, хронологическая линейка, пазлы, сортировка картинок, викторина и т. д. Кроме этого, на платформе можно создать интерактивный квест.

При работе с интерактивной доской необходимо придерживаться требований СанПиН. Так, например, согласно установленным требованиям, «диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 65 дюймов (165,1 см)» [Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2].

Необходимо помнить, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов и заданий, поэтому в середине занятия необходимо проводить гимнастику для глаз. Согласно требованиям СанПиН, «общая продолжительность использования интерактивной доски на занятии не должна превышать для детей до 10 лет – 20 мин.» [Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2].

Ведение образовательной деятельности с помощью интерактивной доски имеет ряд преимуществ. Наглядность электронных интерактивных досок позволяет сосредоточить и удерживать внимание воспитанников. При работе с интерактивной доской снижается утомляемость детей, так как предлагаемый детям познавательный материал отличается яркостью образов. Внимание детей становится более концентрированным.

Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Использование интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, развитие графо-моторных навыков, мелкой моторики и ориентировки в пространстве.

Благодаря интерактивной доске повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (цвет, звук, графика, видео- и аудиоматериалы) позволяет моделировать различные проблемные ситуации.

Подводя итоги, можно сказать, Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения. Это визуальный ресурс, который помогает воспитателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она предоставляет информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей, и создания благоприятного эмоционального фона.

Таким образом, интерактивная доска является универсальным средством для использования её в образовательном процессе и для повышения уровня педагога в области овладения цифровыми технологиями.

Список использованных источников

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375839/ – дата обращения : 30.01.2024 г.

Ваганова О. И., Гладков А. В., Коновалова Е. Ю., Воронина И. Р. Цифровые технологии в образовательном пространстве //Балтийский гуманитарный журнал. Тольятти: НП ОДПО «Институт направленного профессионального образования», 2020 г. – том 9 №2 (31) – С. 53-56

Котова С. А. Роль интерактивной доски в обучении детей дошкольного возраста Электронный научный ЖУРНАЛ «Наука и перспективы». – 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnoy-doski-v-obuchenii-detey-doshkolnogo-vozrasta – дата обращения : 30.01.2024 г.

Масылюк Т. С. Методические рекомендации для образовательных организаций – Добрянка: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр», 2018 – 16 с.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 10 августа 2024 в 09:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Менькова Анна (УИ 3157808) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД