наталья киреева
Использование интерактивной доски и других компьютерных технологий для экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютерные технологии в дошкольном образовании играют немало важную роль в развитии детей. Ведь с помощью интернет– технологий, дети могут лучше развивать познавательную, речевую, художественно-эстетическую, социально–коммуникативную функцию.
ИКТ-это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. (Слайд 2)
Публикация «Использование интерактивной доски и других компьютерных технологий для экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео - записей.
Средствами ИКТ в ДО, являются: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, принтер, электронные носители, телевизор, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат.
В нашей группе созданы следующие условия для организации воспитательно-образовательного процесса группы средствами ИКТ: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук. (Слайд 3)
Интерактивная доска сегодня является мощным современным инструментом для реализации ФГОС ДО. Она представляет собой сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.
При организации образовательной деятельности с использованием ИКТ принимаю во внимание санитарно-эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность занятий должна составлять 25 минут (с детьми старшего дошкольного возраста) из которых 5 – 10 мин дети работают с интерактивной доской. (Слайд 4)
Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности экологического содержания.
В своей работе по экологическому воспитанию детей, я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях: (Слайд 5)
1. Звуковые материалы- это аудиозаписи голосов птиц, диких и домашних животных, шум леса, прибоя, моря, ручья, дождя, ветра и т. д.
2. Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.
3. Использую мультимедийные презентации (многие изготовлены мною лично)- это обучающие слайды, содержащие яркие картинки, иллюстрации, а так же применяю небольшие видео сюжеты, которые помогают рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Всем известно, что дети в дошкольном возрасте живут в игре, в сказке. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому широко использую интерактивные игры –включаю их как в содержание ООД, так и в свободную деятельность. Например интерактивная игра «Времена года» расскажет детям о сезонных изменениях в природе, интерактивная экологическая игра «Животный и растительный мир» поможет закрепить представления у детей о животных и растениях, а также о среде обитания в природе, экологическая игра «Чего не стало!» поможет детям запомнить растительный мир, а так же находить и называть лекарственные растения и т. д.
При реализации кружка «Мы из Придонья» в рамках одноимённой методической разработки по социально-коммуникативному и познавательному развитию дошкольников (региональный компонент) широко использую игры- путешествия и виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.
Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость — метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.
Вместе с детьми мы «путешествуем» по своей Малой Родине: можем посетить заповедные места родного края : музей – заповедник «Костёнки», «Белогорские пещеры», «Хопёрский государственный заповедник», «Малый сосновый бор» и «Шипов лес», познакомиться с Красной книгой Воронежской области, «собрать» лекарственные растения, а так же увидеть таинственный мир озера Байкал и многое другое. (Слайд 5)
При проведении таких экскурсий ребёнок является активным участником различных событий.
Закончить такую экскурсию можно итоговой беседой, в ходе которой мы совместно с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, выделяем самое существенное, делимся своими впечатлениями.
Работу с родителями по экологическому воспитанию провожу по следующим направлениям: (Слайд 6)
1. Общение с родителями через интернет ресурсы – активно использую сайт детского сада, для передачи и обмена информации.
2. С помощью компьютерных программ оформляю стенды «В мире экологии», где отражаются различные проблемы экологического воспитания, интересные факты из жизни растений, животных. Использую папки –передвижки, ширмы, оформленные при помощи компьютерных программ.
3. Активно принимаем участие в районных конкурсах и акциях экологической направленности, во всероссийских и международных заочных конкурсах, посвящённых году экологии.
Мне хочется сказать о том, что если проводить систематическую, целенаправленную, правильно организованную деятельность по экологическому воспитанию дошкольников с использованием ИК технологий, то познавательная активность, любознательность и интерес к природе и окружающему миру детей будет высоким.
По результатам работы стало видно, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста : (Слайд 7)
-Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
-Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность нам педагогам выстроить объяснение на занятиях логично, научно.
-Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему.
-Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.
-Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационных технологий в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, методы и формы работы с детьми, ИКТ будет способствовать развитию информационной компетентности у дошкольников.