Касимова Евгения
Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Особенности детей с ОВЗ:
• Недостаточность объема словаря.
• Недостаточное понимание и различение грамматических форм.
• Затруднения, а иногда невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста.
• Несформированность артикуляционной моторики, физиологического и фонационного дыхания.
• Сложности при автоматизации поставленных звуков.
• Нарушены внимание, память, мышление.
Публикация «Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. На сегодняшний день существует множество новых развивающих педагогических технологий, которые успешно используются при коррекции речевых нарушений. Одной из таких технологий является метод интеллектуальных карт, разработанный В. М. Акименко для использования в развитии связной речи детей.
Интеллект карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). При построении интеллект карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет воспринять материал как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.
При работе с интеллект картами можно решать разнообразные коррекционные задачи:
1) Развивать артикуляционную моторику,
2) формировать лексико-грамматическую структуру речи,
3) развивать связную речь,
4) формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то дошкольник уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Аналогично проводится работа над развитием артикуляционной моторики, формированием навыков звукового анализа и синтеза. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга.
Моделирование при помощи этих карт формируют следующие логические действия:
• Умение обобщать
• Умение анализировать и синтезировать
• Умение строить логические цепочки рассуждений
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
• Умение выдвигать гипотезы и прогнозировать
• Умение доказывать
• Развитие творческих способностей
• Развитие воображения
Так как интеллектуальная карта - это графический способ, то для ее составления есть ряд требований:
• Лист располагается строго горизонтально.
• Главная идея обводится в центре листа.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации (наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.).
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится в разный цвет.
В заключение можно сделать вывод о том, что в результате применения интеллектуальных карт дошкольник учится не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней. Это способствует не только речевому развитию воспитанников с ОВЗ, но и развитию высших психических функций. Методика оказывается очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование. Применение карт памяти является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных ребенком, формирует преемственность между детским садом и школой.