Евгения Модлина
Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагается инклюзивная деятельность, которая будет направлена на обеспечение коррекции трудностей и нарушений в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно растет количество дошкольников, у которых наблюдаются устойчивые проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Нарушения, которые возникают в развитии физических и сенсорных функций, приводят к высокой степени утомляемости и низкой работоспособности. Для полноценного всестороннего развития детей дошкольного возраста с ОВЗ необходимо использовать нестандартные подходы, разрабатывать индивидуальные маршруты с использованием инновационных техник для дошкольного образования.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В современном образовании инновация означает ввод новых и совершенных целей, задач, форм, методов обучения, при которых процесс совместной деятельности педагога и ребенка с ОВЗ становится более результативным и увлекательным. Воспитание и обучение детей с ОВЗ предусматривает создание таких условий, которые бы смогли отвечать основным инновационным функциям образования: новые цели, задачи, содержание программ, а также внедрение современных форм и методов работы с такими детьми.
Для наиболее эффективного обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ, их социальная адаптация должна проходить в специально организованной развивающей среде и успешном детском коллективе. Именно такие условия способствуют коррекции нарушений и дефектов, в рамках общеобразовательной группы, и возможности получать знания с обычными детьми на равных условиях.
В своей работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, я активно применяю здоровьесберегающие технологии. Именно они являются наиболее актуальными для детей данной категории. Целью использования здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенка с ОВЗ необходимыми знаниями, умениями и навыки для ведения здорового образа жизни, а также научить его использовать полученный опыт в повседневной жизни.
Для детей с ОВЗ наиболее актуальными являются такие инновационные технологии как : арт-терапия и информационно-коммуникационные технологии.
Целью использования арт-терапии в детском саду в работе с детьми с ОВЗ – это сохранение психологического здоровья. Арт-терапия в зависимости от форм и методов технологии включает в себя : музыкотерапию, сказкотерапию, изотерапию, куклотерапию, ароматерапию, цветотерапию, смехотерапию, танцевальную терапию, кинезиотерапию, пескотерапию, игротерапию.
Музыкотерапия – это один из методов психотерапии, который базируется на эмоциональном восприятии музыкальных произведений, их ритмичности, мелодичности и исполнительности. Данная технология направлена на формирование эмоциональной отзывчивости и развития эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.
Сказкотерапия – это метод психотерапии, который оказывает колоссальное влияние на самосознание и развитие коммуникативных навыков личности. Данная технология помогает детям с ОВЗ выстроить определенные уровни взаимодействия с другими людьми.
Изотерапия применяется в работе с дошкольниками, как фактор развития их когнитивных функций. Здесь очень важно использовать нетрадиционные техники рисования направленные на наиболее полное выражение внутренних резервов организма.
Куклотерапия – это вид терапии, где кукла является одним из основных методов воздействия, как объект взаимодействия взрослого и ребенка.
Целью ароматерапии - является использование эфирных масел и масляных суспензий направленных на укрепление физического и психологического здоровья. Доказано, что запахи благоприятно воздействуют на нервную систему, на эмоциональную сторону личности, координируют позитивное настроение и способствуют повышению работоспособности.
В цветотерапии - фактором воздействия является цвет. Активизация интеллектуального и эмоционального развития детей с ОВЗ через использование цвета давно обоснована и эффективна.
Смехотерапия – это разновидность психотерапии, в основе которой лежит юмор и смех. Использование данного метода поднимает настроение, помогает наладить коммуникативные связи, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от застенчивости и стрессового компонента.
Танцевальная терапия – это вид психотерапии, заключается в стимулировании творческого потенциала личности, высвобождению подавляемых эмоций, коррекции системы отношений личности ребенка.
В основе телесно-ориентированные методов (кинезиотерапия, логоритмика, психогимнастика) лежат инновационные технологии, которые направлены на расслабление. Расслабление присутствует в таких техниках, как релаксация и дыхательные упражнения.
Пескотерапия – это разновидность психотерапии, которая способствует развитию навыков практического общения, обогащению словарного запаса, побуждает дошкольников с ОВЗ к активным действиям, формированию концентрации и устойчивости внимания, развитию воображения и образного мышления.
Игротерапия. Данный метод терапии направлен на формирование эмоционально-волевой сферы: культуру поведения, приобретение социальных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Информационно-коммуникационные технологии – педагогические технологии, в основе которых лежит работа с информацией. Использование ИКТ в работе с особыми детьми повышает их мотивационную сторону, эмоционально-волевую и познавательные сферы.
Инновационные технологии в работе педагога-психолога с особыми детьми – это одна из перспектив эффективной коррекции нарушений. В ходе системной и целостной помощи, инновационные методы не требуют особых усилий. Оптимизируя процесс коррекции детей с ОВЗ, они способствуют укреплению соматического здоровья и психологическому оздоровлению в целом. Инновационные методы и приемы создают возможности для формирования коммуникативных навыков, развитию творческих способностей, когнитивных умений и навыков, эмоционального интеллекта, а также повышают мотивационный компонент обучения для успешного получения и усвоения новых знаний.