Юлия Железняк
Использование инновационных технологий в процессе формирования креативного мышления в физкультурно-оздоровительной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Цент развития ребенка – детский сад № 50»
«Использование инновационных технологий в процессе формирования креативного мышления в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»
(из опыта работы)
Инструктор по физической культуре
Железняк Юлия Александровна
Воронеж 2021 г.
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»
Публикация «Использование инновационных технологий в процессе формирования креативного мышления в физкультурно-оздоровительной работе» размещена в разделах
(Питер Клайн)
Одна из главных задачдошкольныхучреждений – укрепление здоровья детей через физическое воспитание. Здоровье, полученное вдошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. Вдошкольномвозрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Занятия физической культурой вдошкольномучреждении позволяют детскому организму накопить силы и обеспечить не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие.
Существенной особенностью детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей развивается внимание и наблюдательность, воспитываются волевые качества, вырабатывается характер.
Недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на развитии детей. Физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается ребёнок, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы здоровья, гармоничного развития ребенка
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: меньше играют в подвижные игры, родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, совсем не заботясь о физическом развитии. Одной из важнейших теоретических и практических проблемфизкультурно-оздоровительной работыв ДОУ является внедрение и использованиев процессе физического развития детейинновационных технологий.
Острота проблемы состоит в том, что:
- анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ;
- показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;
- многие дети нуждаются в особыхтехнологияхфизического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Этитехнологиидолжны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Основная нагрузка в плане физического развития детей ложится нафизкультурные занятия.
Традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна. Необходимо искать новые формы, методы и приёмы физического развития детей.
Инновационные технологии- это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Цель моей работы : создать условия для формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничного физического развития.
Актуальность выше изложенной проблемы позволяет определитьзадачи:
1. Внедрить нетрадиционные приёмы и формы проведения занятий;
2. Повысить интерес кфизкультурным занятиям;
3. Закрепитьтехнологиювыполнения основных видов движения приёмами занимательнойфизкультуры;
4. Повысить двигательную активность детей системойфизкультурных развлечений;
5. Развивать гибкость, координацию движений элементами акробатики.
6. Ввести новые спортивно-дидактические игры для обучения основным движениям.
При выборе нетрадиционных форм инструктору необходимо учитывать задачи,содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей,степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка.
Так как же сделатьфизкультурноезанятие радостным событием и потребностью в режиме днядошкольника?
Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедренияинновационных технологий. Использованиев процессе физического воспитаниядошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей, способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных формработыво все части занятий, таких как:
Танцевально-ритмическая гимнастика- в нее входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец.
Нетрадиционные виды упражнений представлены:
• игропластикой;
• пальчиковой гимнастикой;
• игровым самомассажем;
• музыкально-подвижными играми;
• играми-путешествиями.
Креативная гимнастикавключает : музыкально-творческие игры и специальные задания.
Игровой метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышаетэмоциональный фон занятий,способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Психомышечная тренировка.
В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация.
С помощью определенных приемов контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использованиесамовнушения, дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражненийна активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой (шум прибоя и т. д.).
Степ-aэробикa- ритмичные движения вверх и вниз по специальной cтеп-плaтформе. В зависимости от уровня сложности ее высотаменяется. Онаразвиваетподвижность в суставах, формирует сводстопы, тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количествокалорий.
Оптимальное время для проведения занятийстеп-гимнастикой-утро. Это придает детскомуорганизму бодрости на весь день и повышаетобщий тонус.
Для того чтобы занятия проходилиболееинтересно, важно использовать музыкальноесопровождение.
Степ-гимнастика — это не просто сочетаниеразнообразных движений,но красивый спортивный танец, который приносит пользуздоровью детей и улучшает их настроение.
Эвритмическая гимнастика— вид оздоровительно развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики
Основные задачи, решаемые на занятиях поэвритмической гимнастике:
• формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритмадвижений, внимания, пространственной ориентации;
• развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты,гибкости, ловкости;
• коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика,включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук)и ног;
• улучшение психического состояния (снижение тревожности,агрессии, эмоционального и мышечного напряжения,совершенствование внимания, воображения);
• расширение эмоционального опыта, развитие навыковвзаимодействия друг с другом;
• формирование творческого начала («ритмическое фантазирование»на заданные и произвольные темы, создающего атмосферу радостии стимулирующего развитие созидательных способностей.
Фитбол–этоинтересное, веселое и главное очень полезное занятие. Фитбол– гимнастикапроводится на больших разноцветных мячах. Мяч используется как тренажер, как предмет и как утяжелитель.
Фитнес-аэробика - способствует развитию не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений. Включает в себя комплексы упражнений с предметами и без предметов, упражнения с палками, мячами, скакалками, совмещённые с танцевальными шагами, дают возможность координировать, сочетатьработу всех групп мышц.
Игровой стретчинг - это система специально подобранных упражнений на растяжку мышц, проводимая в игровой форме. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных музыкальных произведений. Такие упражнения развивают творческую двигательную деятельность, творческое мышление, быстроту реакции, внимание.
Все упражнения для занятий подбираю с учетом их корригирующего значения. Используюиндивидуально-дифференцированный подход при разучивании новых элементов, мотивирую детей на правильное выполнение движений, опираясь на личный пример и видеозаписи. Занятия способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение совмещать движения с музыкой.
Физкультурные занятия,утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы : на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активностьдошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи, необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.
В каждом возрастном периодефизкультурныезанятия имеют разную направленность:
-маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
-в среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
-в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
Поэтомуиспользую разнообразные варианты проведенияфизкультурных занятий :
-занятия по традиционной схеме (водно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
-занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
-занятия - тренировки в основных видах движений;
-ритмическая гимнастика - занятия, состоящие из танцевальных движений;
-занятия - соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
-занятия - зачеты, во время которых дети сдают физкультурныенормы по выполнению основных видов движений на время, скорость, расстояние;
Внедряя комплексное сочетание традиционных программ иинновационных технологий в систему занятий физической культурой, планирую следующие результаты:
1. У детей повысится интерес к занятиям.
2. Увеличится уровень их физической подготовленности, развития физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
3. Получить развитие психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4. Повысить уровень воспитанности нравственных качеств, коммуникабельности.
5. Укрепить костно-мышечную систему дошкольников.
6. Положительное психоэмоциональное состояние детей на занятиях.
Сегодня в центре внимания - ребенок,его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога– выбрать методы и формы организациивоспитательно-образовательного процесса,которые оптимально соответствуютпоставленной цели развития личности.
Спасибо за внимание!