Елена Владимировна Заячникова
Использование инновационных технологий «Са-фи-дансе» в физическом развитии детей дошкольного возраста
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах физического развития детей дошкольного возраста, через использование инновационных педагогических технологий.
Задача: познакомить педагогов с новой и эффективной педагогической технологией физического развития воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование инновационных технологий „Са-фи-дансе“ в физическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Применение в работе «Са – Фи – Дансе» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка, его физическому и умственному развитию.
Цель: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи:
1. Укрепление здоровья:
• способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
• формировать правильную осанку;
• содействовать профилактике плоскостопия.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
• развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности;
• содействовать чувству ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
• формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности;
• развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
• развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
• формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
• воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
• развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Уникальность данной инновационной педагогической технологии в том, что она может применяться педагогами в организованной образовательной деятельности как для физического развития, так и для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Используя данную технологию можно не только успешно решать задачи укрепления здоровья и совершенствования психомоторных способностей дошкольников, ног и развивать творческие и созидательные способности детей.
Характеристика разделов.
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, дыхательные, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, ритмические танцы.
В разделе «Танцевально – ритмическая гимнастика» представлены образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи.
Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений, выполняемые в игровой сюжетной форме.
Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Раздел «Музыкально – подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально – игровой гимнастике.
Раздел «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь.
Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
Раздел «Игровой самомассаж» является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Массаж скалкой улучшит кровоток, укрепит капилляры, разомнет мышцы, снимет усталость и боль, а так же является одним из эффективных методов в профилактике плоскостопия.
Комплекс упражнений:
Упражнения для ног. Очень полезно перекатывать скалку ступнями, топтать ее. Сядьте на край стула, скалку положите на пол перед собой и обопритесь на нее ступнями. Начинайте перекатывать скалку пятками, постепенно переходя к кончикам пальцев. Постарайтесь захватить ее пальцами, покатайте наружной и тыльной стороной стопы, потопчите ее, переминаясь с одной ноги на другую. Это нужно делать также продвигаясь от пятки к носку.
[b]Упражнения для спины.[/b] При больной спине на скалку можно ложиться – вы сами будете чувствовать место, куда ее нужно подложить. Облокачивайтесь на скалку и тритесь спиной, как будто стараетесь почесаться. После этого ложитесь прямо, расслабьтесь. Затем руки вытяните вверх, а ноги напрягите как при потягивании. Носки при этом старайтесь тянуть на себя. Теперь потягивайтесь, центр тяжести переносите то на правую ногу, то на левую. Старайтесь не двигаться, повторите упражнение десять раз. Такой массаж поможет уменьшить боли в спине.
Упражнения для рук. Если вам приходится много работать на клавиатуре или просто выполнять много работы руками, то почаще перекатывайте скалку ладонями, выполняйте такие же упражнения, как и для ног, трите об скалку ладони и руки до локтя.
Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, я пришла к выводу, что
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.