Ирина Марченкова
Использование ИКТ в работе инструктора по физкультуре с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование информационно-коммуникативных технологий в работе инструктора по физической культуре с целью повышения качества воспитательно- образовательного процесса»
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях. В связи с этим являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование ИКТ в работе инструктора по физкультуре с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Необходимо искать и внедрять новые эффективные методы, позволяющие сохранять и развивать здоровье детей, в том числе и использование информационных компьютерных технологий.
Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для достижения педагогических целей.
(компьютер, интернет, мультимедийные презентации, слайдовые презентации, аудио, кино, видео)
Давайте рассмотрим формы ИКТ, используемые в образовательном процессе по физической культуре. Многие из них мы уже давно успешно применяем в своей педагогической деятельности.
Составляем планирование в электронном виде – образовательные программы;
оформляем диагностику физической подготовленности детей в виде схем, диаграмм, графиков;
оформляем картотеки, методические материалы, конспекты и т. д.
Для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используем ресурсы сети Интернет. На различных сайтах можно найти консультации для педагогов и родителей, сценарии спортивных праздников, досугов и развлечений.
Так же можно отправить свои материалы на различные сайты (проекты, сценарии, совместные с родителями акции и др.) Наличие электронной почты значительно упрощает этот процесс.
Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:
• Повышать профессиональное мастерство через использование информационно-коммуникативных технологий
• Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей
• Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей
ПРЕИМУЩЕСТВА ИКТ
ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ ФОРМАМИ РАБОТЫ
В работе с детьми :
• делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
• оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;
• обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
• способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
• используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
• позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
• повышают качество педагогического труда.
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
В работе с родителями :
• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• рост объема информации;
• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
• создание электронных газет, журналов;
• на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;
• онлайнконсультации специалистов для родителей;
В методической работе воспитателя :
• Экономия затрат труда и времени
• Быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;
• Эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др.
• Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют
быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах;
отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров);
получать консультации по возникшим проблемам;
знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег;
размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детям
• Использование интернета позволяет читать электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.
Средствами ИКТ используемыми в моей работе являются :
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Принтер
• Музыкальный центр
• Сканер
• Фотоаппарат
• Видеокамера
Свою работу по направлению использования ИКТ я начала несколько лет назад. Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Подключение к Интернет-сети позволило мне поделится собственным опытом работы, перенимать передовой опыт коллег России.
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, индивидуальная карта здоровья на каждого ребенка, диагностика физических качеств, анкеты для педагогов, анкеты для родителей, перспективное планирование, календарное планирование, рабочая программа, тематическое планирование вечеров развлечений, проектная деятельность, материалы по самообразованию и многое другое.
В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога. Инновационная деятельность по использованию информационных технологий
положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственного мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования». На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения. Очень быстро я нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам. На сайте я общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение, получаю консультацию специалистов.
Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, пальчиковая гимнастика,картотека обще- развивающих упражнений, картотеки игр и многое другое. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты, диски.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства :
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Для них я оформила прекрасный спортивный уголок для родителей, материалы к которому нашла всё на тех же сайтах в сети Интернет. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей.
Используя ИКТ в работе с родителями, я поняла, что оно даё т большие преимущества:
• Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;
• Информация изучается родителями в удобное для них время;
• Возрастают потоки информации;
• Индивидуальный подход в подаче информации;
Наличие электронных и печатных на бумажных носителях материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками в жизни.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе :
1. Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, усилило интерес к событиям в детском саду.
Как и у всех в моей работе тоже есть свои камни преткновения.
• Недостаточна материально-техническая база ДОУ. Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был персональный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т. д.
• Недостаточный уровень ИКТ-компетентности родителей
Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой глядим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе :
• Повышение эффективности процесса обучения и воспитания детей.
• Активизация познавательной деятельности детей.
• Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
• Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
• Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.
• Реализация личностно- профессионального роста педагогов.
• Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
• Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
• Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
• Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса
• Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки
В заключении хочу заметить, что использование ИКТ приводит к целому ряду положительных эффектов:
• Обогащает работу педагога эмоциональной окрашенностью
• Психологически облегчает процесс усвоения
• Возбуждает живой интерес к предмету познания
• Расширяет общий кругозор
• Возрастает уровень использования наглядных пособий
• Освобождает от рутинной ручной работы
• Повышает производительность труда педагога и ребенка.
Ниже приведен список интернет-ресурсов, которые я использую в своей работе, и делюсь своими наработками.
Microsoft Offis Word
Microsoft Excel
Microsoft PoverPoint
Adobe Photoshop CS5
https://pedsovet.su
https://www.maam.ru
https://slovopedagoga.ru
https://infourok.ru
https://dohcolonoc.ru/
https://nsportal.ru