Инна Скорописова
Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Диагностическая работа способствует повышению качества воспитательно – образовательного процесса в целом. Эти данные необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, развитии, воспитании, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями развития и общения.
Публикация «Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса» размещена в разделах
Поэтому одним из основных направлений моей деятельности в сфере образования и воспитания является психологическая диагностика, которая выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детском саду. Основной ее целью является полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства, а задачей психологической диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях ребенка, которая была бы полезна воспитателям и родителям.
Диагностику в детском саду я провожу с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Она помогает мне выявлять способности у ребенка, навыки, его личностные качества, самосознание, самооценку, уровень развития и остальные «непознанные стороны» малыша. В ходе диагностики выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, и я начинаю прорабатывать дальнейшие действия по вопросам воспитания, направленности развития и последующую работу с ним. Для каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут корекционно – образовательного процесса с учетом его индивидуальных стартовых возможностей.
Одним из важных этапов является взаимодействие педагога и родителя,поэтому составляется план действий, выполнение которых, в совокупности, принесет пользу для ребенка.
Диагностика в детском саду — это комплекс заданий, тестов, вопросов и загадок, которые самостоятельно выполняет ребенок, а также анкеты, тесты и опросы, которые выполняют родители ребенка.
В своей работе я использую основной комплекс диагностических методик, который позволяет мне изучить следующие параметры:
• Воображение, моторика.
• Логическое мышление.
• Память.
• Внимание.
• Половозрастная идентификация, самосознание.
• Самооценка.
• Статус в группе.
• Мотивация.
• Произвольность.
• Игра.
• Коммуникативность.
• Готовность к школьному обучению.
Набор методик психодиагностики
1. Исследование памяти
- "Заучивание 10 слов" (А. Р. Лурия)
- Методика изучения опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев)
- Методика "Пробы на запоминание слов" (Модификация В. Г. Каменской и С. В. Зверевой)
- Методика "Матрица" 6-7 лет (Каменская В. Г., Зверева С. В., 2004).
2. Изучение внимания
-"Запомни и расставь точки" (4-6 лет)
- Методика "Найди отличия"
- "Шифровка" (Корректурная проба Д. Векслера)
оценка уровня восприятия
-"Эталоны" (5-7 лет)
-Методика Оценки зрительного восприятия
-Методика Оценки слухового восприятия
3. Изучение мышления
-"Кому чего недостает?" (3-4 года)
- "Что здесь лишнее" (4-5 лет)
-"Вырежи фигуры" (4-5 лет)
-"Пройди через лабиринт" (4-5 лет)
-Построение "заборчика"
-Методика "доска Сегена" (с 3 лет)
- Методика "последовательность событий" (для детей дошкольного и младшего школьного возраста)
-Методика "складывание разрезных фигур и картинок"
-Методика "Классификация"
- Методика "Определение умственной работоспособности" (для детей, поступающих в школу)
4. Диагностика свойств личности и психических состояний
-Детский апперцептивный тест (CAT)
-Определение направленности интересов и способностей ребенка (Анкета для родителей)
-Методика Выявления психической депривации
-Нестандартизированная оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара
- Вопросник "Признаки психического напряжения и невротических тенденций"
- Опросник страхов А. И. Захарова
-"Лесенка"
-"Человек под дождем"
-Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"
оценка биологической зрелости и физического здоровья
- Методы определения физического развития и физической работоспособности (с 2 лет)
- Теппинг-тест (Определение уровня зрелости нервных процессов)
- Диагностика психомоторного развития детей (с 4 лет)
Таким образом, диагностика помогает педагогу-психологу определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития.