МААМ-картинки

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольников в рамках реализации ФГОС до

Москалец Людмила Владимировна
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольников в рамках реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ – одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. В современных ДОУ в процессе реализации ФГОС ДО формируется новое информационно-образовательное пространство, появляются высокотехнологические средства обучения и развития дошкольников, компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и мн. др.). Идет расширение производства развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (электронных энциклопедий, обучающих и развивающих видеофильмов и программ, компьютерных игр и т. п.). Также, стремительно, движется и интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

Однако, не смотря на это, есть как приверженцы, так и противники внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольном возрасте в силу возрастной специфики детей и спорных вопросов о вреде и пользе компьютеров. Однако в условиях реализации ФГОС ДО, прописывается необходимость грамотной своевременной обработки информации в век информационных технологий, начиная с начальной ступени образования - дошкольной. Реализация ФГОС стимулирует использование новых технологий в образовательном процессе и пересмотру консервативных взглядов на возможности применения ИКТ при работе с детьми дошкольного возраста.

Хочется обратить внимание на сферу использования современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Использование информационно-коммуникационных технологий в контексте образования рассматривают в двух аспектах: как современный способ обмена информацией и как средство создания информационного продукта.

Однако, некоторые современные ученые предлагают рассматривать ИКТ немного шире, а именно, как технологию сопровождения образовательного процесса путем создания профессионально ориентированного коммуникационного пространства, являющегося залогом успешности педагогической деятельности. Они доказывают необходимость использования ИКТ для интеллектуального развития детей; говорят об эффективности их использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Внедрение средств ИКТ в современное дошкольное образование является одним из главнейших факторов повышения качества процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Информационно-коммуникативные технологии дают педагогам новые возможности. Современные дети с самого раннего возраста растут в окружении гаджетов, а в будущем им точно придется жить в мире новых информационных и компьютерных технологий. И для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально обогащенное развитие личности. Использование информационно-коммуникативных технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную работу, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, поэтому главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование ИКТ позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и увлекательным.

Одна из форм организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем в своей работе – проведение организованной образовательной деятельности с использованием презентаций.

Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

- Осуществление восприятия материала более доступной для восприятия сенсорной системе;

-Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- Объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми;

Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, поманипулировать или оценить действие объекта. Презентация, созданная при помощи программы Microsoft Power Point – удобный и эффективный способ интересно преподнести всем участникам образовательного процесса любую информацию. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью-обозначением, а вы только листаете слайды. Предлагаемая в игровой форме на экране компьютера информация вызывает у детей огромный интерес к деятельности. Мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Яркость и доступность данных занятий вызывает интерес у современного ребенка. Движения, звук, анимация надолго привлекают его внимание. Я как музыкальный руководитель уже давно в своей практике использую такие презентации. Не каждый родитель может сводить своего ребенка в филармонию или концертный зал, чтобы он увидел и услышал, как звучат инструменты симфонического оркестра, а во время презентации ребенок не только слышит звучание инструментов, но и видит, как они выглядят, каким образом музыканты извлекают из них эти прекрасные звуки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей на занятии. Использование презентаций, дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря различным видам презентаций, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, активно включаются в образовательный процесс, учатся высказывать свое мнение, рассуждать.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Преимущества информационных технологий перед традиционными средствами обучения:

1. С помощью электронных средств обучения информация передается быстрее. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;

3. Наглядность способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, формирование облаков;

5. Возможность смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение необычных явлений природы: солнечное затмение, извержение вулкана, северное сияние и т. д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

В процессе использования ИКТ у педагога появляется возможность осуществлять дифференцированный подход к детям, как на занятиях, так и при индивидуальной работе с ними. Работая с компьютером, каждый ребенок может выполнять предлагаемые задания в своем темпе. Ведь компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока дошкольник сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Периодическое использование ИКТ в виде дозированного использования педагогом развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми отдают предпочтение именно им, а не агрессивным компьютерным играм в которых приходится убивать. Именно о вреде подобных игр и пагубном влиянии их на психику ребенка сейчас бьют тревогу психологи, врачи и педагоги школ. Коллективное участие в познавательной игре помогает ребенку избежать опасной увлеченности и зацикленности, а в дальнейшем и от зависимости от компьютерных игр. Интерактивная доска позволяет дошкольникам увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнера. Дети приучаются оценивать ситуацию, не погружаюсь целиком в виртуальный мир, будучи один на один с компьютером. Учеными подчеркивается, что каким бы не было отношение к данной проблеме, в свете информатизации общества перед воспитателями ДОУ встает задача предстать проводниками дошкольников в свет новых технологий в процессе воспитания и обучения.

Педагоги должны понимать свою личную ответственность за эмоциональное состояние своих воспитанников, которые растут в информационном обществе, а также ставить себе самообразовательные задачи для усиления своей компетентности в вопросах использования ИКТ технологий.

В педагогическом процессе ДОУ использовать современные информационно-коммуникационные технологии стоит, поскольку их положительное влияние на психическое и интеллектуальное развитие детей уже доказано не раз. Однако, для исключения рисков чрезмерного влияния ИКТ на психику, поведение и здоровье дошкольников необходимо придерживаться определенных критериев их оптимального применения, прописанных в ФГОС ДО. В частности, ИКТ должны быть не основным, а вспомогательным средством в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Они должны выполнять развивающую функцию, а также быть соотнесены с возрастной спецификой детей и должны быть дозированы по времени в соответствии с нормами СанПин и главное по содержательной составляющей (поддерживать игровую деятельность, исключать агрессивные, негативные эмоции и пр.).

Литература:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№ 3.-С. 9–11.

3. Езопова С. А. Предшкольное образование или Образование детей старшего дошкольного возраста : инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№ 6.-С. 8–10.

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003.

5. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004.

6. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе : учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. — Барнаул: БГПУ, 2006 .

7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - № 2. - с. 37–39

8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования. - М. : Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

9. Шаехова Р. К. Предшкольное образование : актуальность, проблемы, стратегия развития /Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. -2006.-№ 7.-С. 54–57.

Публикации по теме:

Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения.

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ Цель: Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ Социально – экономические.

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников В условиях современного развития общества.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного.

О реализации регионального компонента в образовательном процессе МКДОУ в соответствии с ФГОС ДО О реализации регионального компонента в образовательном процессе МКДОУ в соответствии с ФГОС ДО Балакаева Е. Н., старший воспитатель муниципального.

План по самообразованию «Использование ИКТ — технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях введения ФГОС» План работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Тема: «Использование ИКТ - технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях.

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС  В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Использование информационно-коммуникативных технологий ИКТ в работе с детьми с ОВЗ Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) дают возможность принимать информацию на качественно новом уровне, что несравненно увеличивает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольников в рамках реализации ФГОС до
Опубликовано: 2 октября 2019 в 16:23
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольников в рамках реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Москалец Людмила Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД