Ионова Ольга Юрьевна
Компьютерно-опосредованное логопедическое воздействие при преодолении лексико-грамматических нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютерно - опосредованное логопедическое воздействие при преодолении лексико – грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
В последнее время отмечается рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Одним из условий социальной адаптации таких детей является умение самостоятельно вступать в речевой контакт с собеседником, соблюдая правила монолога и диалога. Достаточный словарный запас дает возможность более активного использования самостоятельных грамматически правильных высказываний. В тоже время, в связи с информатизацией общества, встал вопрос внедрения информационно – коммуникативных технологий в систему дошкольного образования.
Публикация «Компьютерно-опосредованное логопедическое воздействие при преодолении лексико-грамматических нарушений у дошкольников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Компьютерные технологи помогают оптимизировать процесс коррекционно – развивающего обучения за счет использования различных анализаторных систем в процессе выполнения задания. С помощью компьютерно – опосредованного воздействия можно развивать интерес к познанию, способность находить нужную информацию и правильно применять ее, развивать умение рассуждать.
В силу ряда объективных (недостаточные материально – техническая база и методическое обеспечение) и субъективных (информационно – коммуникативная некомпетентность педагогов) причин современные компьютерные технологии используются в дошкольном образовании недостаточно.
Мной был разработан и успешно реализован на практике проект «Компьютерно - опосредованное логопедическое воздействие при преодолении лексико – грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи (шестой год жизни)»
Необходимость создания проекта продиктована поиском новых и эффективных путей повышения качества дошкольного образования; возможностью использования компьютерных технологий для расширения словарного запаса, развития диалогической и монологической речи; важностью формирования информационной культуры; необходимостью создания единого информационного образовательного пространства.
Цель проекта: оптимизация процесса развития лексико – грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи при помощи информационно – коммуникативных технологий.
Задачи:
- расширение представлений об окружающем мире, увеличение объема пассивного и активного словаря дошкольников;
- практическое усвоение грамматических категорий словоизменения и словообразования;
- формирование у детей с нарушениями речи навыка ведения диалога и монолога (умения задавать вопросы, с целью получения определенных знаний и умения делиться информацией с другими);
- формирование адекватных партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности;
- развитие компетентности педагогов в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютерных технологий, повышение возможности педагога быть для ребенка проводником в мир новых информационных технологий.
Организация деятельности детей предусматривает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы работы, а также наличие необходимого оборудования и программно – методического обеспечения. Для применения компьютерных технологий в работе с детьми необходимо знание программ Word, Power Point, Fain Reader и др.
Взаимодействие участников в образовательном процессе строится по модели педагог (родитель) – ребенок – информационно-коммуникативные технологии. Развитие речи осуществляется с учетом уровня речевого развития детей и в соответствии с тематическим планом.
На начальном этапе работы проводится диагностика речевого развития, ознакомление с санитарно – гигиеническими нормами работы на компьютере, подготовка предметно - пространственной развивающей среды.
На основном этапе решаются задачи по развитию импрессивной и экспрессивной речи, развитию грамматического строя речи. В соответствие с лексической темой, кроме общепринятых, используются комплексы полифункциональных компьютерных игр, позволяющих выполнять упражнения более качественно. Так как контролирующую функцию выполняет компьютерная программа, то между взрослым и ребенком устанавливается положительный эмоциональный контакт. Преимуществом используемых мультимедийных презентаций является эмоциональная привлекательность, наглядность, информационная емкость, возможность создавать и адаптировать материал с учетом потребностей детей.
Совместные исследования родителей и детей по проблемным вопросам с использованием информационно-коммуникативных технологий помогают решать специальные коррекционные задачи, повышать мотивацию детей к занятию, развивать познавательную активность. Для родителей проводятся консультации специалистов, выдаются рекомендации, проводятся дискуссии. Примерные темы: «Детские компьютерные игры»; «Дети и Интернет», «Правила работы дошкольника за компьютером».
Заключительный этап - мониторинг результатов работы.
Использование компьютерно - опосредованного логопедического воздействия при преодолении лексико – грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи позволило достигнуть следующих результатов:
- Сочетание традиционных средств обучения с применением компьютерных технологий значительно повысило мотивацию детей к занятиям. Их поведение на занятии стало более активным. Приобретены начальные умения организовывать самостоятельную поисковую деятельность с целью решения проблемных задач, правильно применять полученную информацию. Большинство стало активнее задавать вопросы причинно – следственного характера, делиться своими знаниями, используя для этого грамматически правильные развернутые высказывания, состоящие из нескольких распространенных предложений.
- У детей, в семьях которых активно используют компьютерно – опосредованное воздействие на речевые нарушения, значительно повысился уровень речевого развития. Сформирована готовность взрослых проявлять уважение и внимание к деятельности ребенка.
- У педагогов повысился уровень компьютерной грамотности. В ходе реализации проекта начато создание такой предметно - развивающей среды для детей детского сада, где современные средства информации и коммуникации соединяются с традиционными дидактическими средствами.
Таким образом, использование информационных технологий в процесс логопедического воздействия оптимизирует процесс коррекции устной речи дошкольников.